3. БОРЬБА СО СЛУХАМИ
3.1. Профилактика слухов
Слухи одна из многочисленных разновидностей действия. Значит, им можно противостоять. Но для начала лучше все же заняться профилактикой. Старания, направленные на минимизацию дезориентирующих эффектов слуха, составляют основную часть мероприятий по профилактике и противодействию слухам. Применение различных средств и методов подчинено следующим принципам.
Оперативность. Оперативность предполагает постоянный мониторинг общественного мнения и настроения с целью незамедлительного реагирования на возникновение какого бы то ни было интереса со стороны персонала (общественности). Оперативное реагирование может подразумевать какие-либо действия, инсценировки. Но в большинстве случаев бывает достаточно своевременного предоставления информации со стороны официальных источников.
Исчерпывающее информирование. Исчерпывающее информирование предполагает полное систематическое предоставление информации по интересующему общественность вопросу. Конечная цель интерес общественности должен быть максимально удовлетворен, т. е. полностью исчерпан.
Доступность информации. Только информация, переданная из первых уст, не является слухом и не претерпевает бессознательных и сознательных трансформаций. При этом сообщения должны соответствовать уровню аудитории, доноситься на понятном для нее языке.
Однозначная трактовка. Профилактикой слухов может стать не только понятный язык, но и простота, однозначность распространяемой информации. Двусмысленная информация, даже при отсутствии намерения со сторны ее источника, дает массе новый повод для.
Обратная связь. Отслеживание мнения общественности по поводу планируемых, происходящих или происшедших изменений позволяет организации корректировать свою политику, предвидеть и предупреждать недопонимание и неожиданные нападения со стороны конкурентов.
3.2. Противодействие слухам
Противодействие слуху это не только мероприятия по его опровержению. Порой возможны ситуации, когда попытки борьбы со слухом приводят к еще большему его распространению. Поэтому перед выбором стратегии противодействия слуху следует оценить информационную обстановку: какое количество людей уже знает о слухе, каково доверие к источнику опровержения.
Подтвердить слух. Иногда бывает проще и полезнее подтвердить слух, тем самым предотвратив дальнейшие «наслоения» сюжета. Мужество сделанного признания возвращает иногда доверие к источнику и соответственно, помогает контролировать дальнейший ход событий.
Официальное опровержение слуха. Официальное опровержение слуха уместно лишь при условии, что данный источник пользуется доверием у аудитории.
Ирония, юмор. Иногда помогают ирония, юмор высмеивание «нелепой» информации в процессе яркого, богатого различными метафорами выступления авторитетного лица. Но, так как слухи несут довольно сильный эмоциональный заряд, развеять их разумными аргументами чаще всего трудно или просто невозможно.
Фланговая атака. Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространение информации, по содержанию противоположной сюжету слуха. Делаться это должно под различными предлогами, но без упоминания о самом слухе и его сюжете.
Доведение до абсурда. Прием «доведение до абсурда» подразумевает распространение информации, не противоположной по содержанию, а, наоборот, усиливающей тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха.
Дискредитация автора один из приемов, помогающих обезвредить слух. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая его информация, фактически это может быть контрслух.
Отвлечь внимание. В качестве полумеры можно рассматривать различные способы отвлечения внимания общественности от нежелательной темы путем выброс новой, преимущественно еще более шокирующей, волнующей или интригующей информации и вытесняющей прежнее наполнение неформальных каналов.
Содержание
Введение 3
1. Понятие слухов 4
2. Распространение слухов 7
3. Борьба со слухами 8
3.1. Профилактика слухов 8
3.2. Противодействие слухам 9
Заключение 11
Список литературы 12
ВВЕДЕНИЕ
Объект рассмотрения настоящей работы слухи. Слухи, такое привычное и обыденное явление очень трудно уложить в рамки лаконичного и устраивающего всех определения. Расхождения в понимании, что же есть слух, существуют и между теми, кто сталкивается с этим явлением в своей научной или практической деятельности, и теми, кто с большей или меньшей степенью осознанности соприкасается со слухами в повседневной жизни. Каждый специалист по-своему трактует это понятие.
В одном из своих значений слово «слух» определяется как «сведения, достоверность которых не установлена» . В данной работе мы рассмотри и другие подходы к определению этого понятия, а так же распространение и борьбу со слухами.
1. ПОНЯТИЕ СЛУХОВ
В специальной литературе термин «слухи» имеет множество трактовок, редко совпадающих и во многом противоречащих друг другу.
Слухи это элемент устной коммуникации. Даже сегодня, когда мир охвачен индустриализованными формами массовой коммуникации, они присутствуют везде, поскольку слух соответствует человеческой природе общения. Устная коммуникация иногда недооценивается, хотя репутация формируется во многом в этой сфере. Японцы давно определили, что в ситуации личной коммуникации очень эффективно создавать репутацию, например врача, или утверждать действенность того или иного лекарства .
Слухи это специфическое (или злободневное) высказывание мнения, передаваемое от человека к человеку, обычно посредством устной речи, без предоставления надежных гарантий достоверности. В данном определении можно выделить несколько характерных моментов. Во-первых, слух это высказанное мнение. Очевидна связь между слухом и сознанием человека, группы. Слух есть проявление мнения, а именно: проявление, которое выражается в словах. Второй важный факт это мнение подлежит распространению по цепочке от одного участника коммуникации к другому, от другого к третьему и т. д. Обмен мненияи между двумя людьми это еще не слух. Слух начинается, когда эта информация становится достоянием более чем двоих. И, наконец, слух перестает быть слухом, когда информация проверяется и ее достоверность становится гарантированной. Также подчеркивается актуальность (злободневность, интересность) распространяемой информации для данной группы лиц.
Слухи изучаются с позиций самых разных наук, поскольку слухи это:
канал коммуникации, атрибут неформальной подсистемы любой организации;
одна из форм стихийного массового поведения со всеми присущими особенностями;
проявление общественного мнения;
канал формирования общественного мнения;
продукт устного народного творчества, язык коллективного сознания.
Слухи классифицируются по:
по происхождению. Несмотря на стихийный характер распространения слухов, их возникновение случайным бывает далеко не всегда. Поэтому самое простое основание классификации делить слухи на «спонтанные» и «сфабрикованные».
по степени опасности. Слухи бывают «плохие» и «хорошие», их последствия могут носить различный характер.
по экспрессивным характеристикам. Негативное воздействие слуха на поведение аудитории отчасти связано с тем, что любой слух, как правило, эмоционально заряжен. Информационному ядру, основному сюжету сообщения, взрывной характер придает именно эмоциональный заряд.
по информационным характеристикам. Какова бы ни была природа слуха, информационная характеристика является его основой, определяющей степень его достоверности. По этому основанию можно выделить четыре типа:
o абсолютно недостоверные слухи (в сущности, отражающие только настроения аудитории либо являющиеся чистым продуктом фантазии распространителя);
o слухи недостоверные, с элементами правдоподобия;
o слухи достоверные, с элементами неправдоподобия;
o относительно близкие к действительности слухи.
1. Бортник Е. М., Коротков Э. М., Никитаева А. Ю. Управление связями с общественностью. - М: ФБК-ПРЕСС, 2002.- 128 с.
2. Катлип СМ., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. - М.: Вильямс, 2000. - 624 с.
3. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. М.: Академический Проект, 2005. 432 с.
4. Мамонтов А. Слухи и современное общество: Трансляция информации о компании по немедийным каналам // Сообщение. - 2002. - № 2. с. 5-9.
5. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999.
6. Ныосом Д., Терк Д.В.С., Крукеберг Д. Все о РR. Теория и практика паблик рилейшнз. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001. - 628 с.
7. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
8. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук, 2000. 624.
9. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2000. - 271 с.
10. Щедровицкая М. О важности слухов в условиях диктатуры СМИ // Сообщение. - 2002. - № 3. c. 14-16.