Введение В современном мире, характеризующемся бурным развитием информационных технологий, проблемам массово-коммуникативных процессов уделяется все большее внимание. Социология массовой коммуникации в двадцатом веке достаточно активно развивалась в странах Америки и Европы. Отечественные же исследования по социологии массовой коммуникации в настоящий момент находятся только в стадии становления. Однако следует отметить, что в предыдущие десятилетия это направление социологического знания развивалось преимущественно в рамках эмпирических исследований, а также в рамках теории журналистики. В последние годы интерес к теоретико-социологическим исследованиям в области массовой коммуникации неуклонно растет: во многих университетах появились специализации по дисциплине «Социология массовой коммуникации», эта тематика активно изучается специалистами в области рекламы и паблик ри-лейшнз. Результаты научных исследований находят свое отражение в специально созданных учебниках для студентов высших учебных заведений. Предлагаемое учебное пособие подготовлено на основе монографии автора «Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ». При создании данного учебного пособия была поставлена цель — ознакомить будущих специалистов с различными аспектами дисциплины «Социология массовой коммуникации». «Принято считать, что функция учебника — обучить людей правильно пользоваться научными инструментами, теориями и методами. Но еще важнее — сформировать аналитическое мышление студента, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности» . Данный учебный курс призван способствовать формированию аналитического мышления у студентов через привлечение их в процессе обучения к анализу социальных процессов во всем их многообразии. Здесь массовая коммуникация рассматривается не только со стороны изучения результатов эмпирических исследований последней, но и со стороны теоретико-социологического анализа. Это, в свою очередь, позволяет выделить в ее содержании: ♦ феномен субъектов деятельности массовой коммуникации как сложное многоуровневое явление; ♦ объект ее воздействия; ♦ средства и условия ее осуществления. Большое значение уделяется определению сущности, явления, содержания, форм и функций массовой коммуникации, способам и методам ее влияния на массовое сознание. Как представляется, такой многосторонний теоретико-социологический анализ массовой коммуникации необходим будущим исследователям общества, которые как никто другой должны будут уметь ориентироваться в сложной и динамичной системе социальных процессов. Не обрушивая на читателя всю противоречивую и разнообразную полемику по данной проблематике, тем не менее, автор посчитал необходимым и целесообразным уделить достаточное внимание существующему многообразию мнений, которое закономерно присутствует в социологии массовой коммуникации, как и в любой становящейся науке. Подобный подход, возможно, также будет способствовать формированию аналитических навыков, умению не просто читать и слушать, но и думать, сопоставлять, анализировать.
Введение..................................................................................................................5 Раздел I. Социология массовой коммуникации в системе социологического знания Тема 1. Предмет и объект социологии массовой коммуникации...................8 Тема 2. История развития социологии массовой коммуникации.................17 Концепции массовой коммуникации в исследованиях зарубежных социологов.............................................................................17 Развитие социологии массовой коммуникации в отечественных исследованиях................................................................32 Тема 3. Массовая коммуникация как система деятельности.........................42 Раздел II. Субъектный аспект массово-коммуникативной деятельности Тема 4. Субъекты массово-коммуникативной деятельности........................62 Тема 5. Ценности как основа деятельности субъектов массово- коммуникативного процесса...............................................................................77 Тема 6. Проблема свободы субъектов массово-коммуникативной деятельности.........................................................................................................92 Особенности правовых норм регулирования свободы деятельности современной российской системы массовой коммуникации........................106 Раздел III. Объект в системе массово-коммуникативной деятельности Тема 7. Массовое сознание как объект деятельности массовой коммуникации.....................................................................................................114 Тема 8. Общественное мнение как состояние массового сознания............146 Тема 9. Массовая информация в деятельности МК......................................161 Раздел IV. Функциональный аспект массовой коммуникации Тема 10. Функции системы массовой коммуникации....................................172 Массовая коммуникация как функциональная система.........................172 Функции массовой коммуникации и ее сторон.......................................173 Тема 11. Формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в процессе функционирования массовой коммуникации...........189 [3] Реклама в системе массовой коммуникации............................................200 Паблик рилейшнз в системе массовой коммуникации...........................204 Раздел V. Институциональный аспект массовой коммуникации Тема 12. Массовая коммуникация как социальный институт.......................212 Что такое «четвертая власть»?...........................................................................226 Тема 13. Структура системы средств массовых коммуникаций....................236 Печать в системе средств массовых коммуникаций................................238 Радио в системе средств массовых коммуникаций..................................239 Телевидение в системе средств массовых коммуникаций......................240 Жанры в структуре средств массовых коммуникаций............................243 Раздел VI. Направления и методы исследования системы массовой коммуникации Тема 14. Направления исследований массовой коммуникации в рамках теоретической социологии.................................................................................252 Тема 15. Направления и методы эмпирических исследований массовой коммуникации......................................................................................................255 Приложение. Примерная учебная программа дисциплины «Массовая коммуникация»....................................................................................................262 [4]
1. Авраамов Ф. С. Профессиональная этика журналиста. — М., 1991. 2. Акулов В. Л. Диалектический материализм как система. — Минск, 1986. [276] 3. Американская социологическая мысль. — М., 1994. 4. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1986. 5. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988. 6. Антонов А. В. Информация: восприятие и понимание. — Киев, 1988. 7. Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М., 1980. 8. Афанасьев В. Г. Социальная информация. — М., 1994. 9. Афанасьев О. В. Творчество, свобода и необходимость. — М., 1945. 10. Башаратьян М. К. Коммуникативистика. — М., 2002. 11. Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. — М.,1984. 12. Безопасность: город, люди, власть. — М., 2002. 13. Белинский В. Г. Избранные статьи. — М., 1980. 14. Бессонов Б. Н. Идеология духовного подавления. — М., 1978. 15. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. — СПб., 1908. 16. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. — М., 1991. 17. Буданцев Ю. П. В контексте жизни. — М., 1979. 18. Буржуазные теории журналистики / Под ред. Я. Н. Засурского. — М., 1980. 19. Вазюлин В. А. Логика истории. — М., 1988. 20. Василик М. А., Косаев А. В. Политический плюрализм. — СПб., 1992. 21. Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность. — М., 1984. 22. Вебер М. Основные социологические понятия // Теоретическая социология. Часть 1. — М., 2002. 23. Верховская А. И. Методы анализа писем в редакционной работе. - М., 1984. 24. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2001. 25. Взаимодействие СМИ, народа и институтов власти в процессе демократизации. — Минск, 1991.