ВВЕДЕНИЕ
Значимыми психогенными воздействиями сопровождается вся жизнь каждого человека и психотравматизация носит в основном антропогенный характер. Вся история возникновения и развития психиатрии, психотерапии отражает потребность людей в облегчении дистресса и последствий психической травматизации.
Рост психических расстройств, в последнее время совпавший со значительными социально-экономическими изменениями в современном обществе, вновь актуализировал необходимость изучения их этиопатогенетического аспекта и высветил существующую недооценку психологических и социальных составляющих в их этиопатогенезе.
Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние 65 лет общее количество больных неврозами возросло в 24 раза . Это обусловлено изобилием информации (дополнительный стрессовый фактор), бурными темпами жизни, экономическими трудностями в ряде стран и многими другими социальными и биологическими причинами. Повсеместно отмечается большая частота неврозов у мальчиков, чем у девочек. Отмечено также, что единственные в семье дети болеют неврозами чаще, чем дети в многодетных семьях, что обусловлено дефектами воспитания в виде гиперопеки, потаканий всем прихотям ребенка, переоценки его личных способностей, меньшей приученности к труду и выполнению конкретных поручений. В результате такие дети плохо приспосабливаются к изменению внешней обстановки, психическому напряжению, неадекватно реагируют даже на небольшие психо-трамирующие воздействия.
Канадские исследователи утверждают, что мозг жертв самоубийства и тех, кто в детском возрасте подвергался оскорблениям со стороны родителей, имеет явные генетические изменения. Они отметили, что пренебрежение данной информацией может повлечь за собой и другие биологические изменения. Группа ученых в университете Монреаля изучила мозг 18 мужчин. Все они совершили самоубийство и кроме того, в детстве подвергались оскорблениям и не получали должного внимания. Результаты исследования сравнили с 12 другими случаями, в которых объектом исследования так же были мужчины, но умершие по совершенно иным причинам. Учёные отметили, что последние не испытывали лишений в детстве, хотя некоторые из них могли иметь некоторые психиатрические проблемы, например такие как раздражительность .
Таким образом, актуальность исследования проблемы детских психических травм обусловлена повсеместным распространением этого негативного явления, а также тем, что психические травмы зачастую оказывают непоправимое воздействие на психику ребенка в виде патоогических нарушений и навязчивых состояний, неврозов, фобий и пр. Правильный подход к пониманию проблемы детских психических травм, необходимости точного распознания и лечения последствий психических травм в детстве являются залогом формирования здорового и уравновешенного человека в зрелости.
Цель работы: изучение сущности, механизма, видов и причин возникновения психических травм у детей и вызванных ими психических расстройств.
Задачи работы:
1. Выделить понятие, признаки и причины психологических травм у детей.
2. Изучить особенности развития подходов к пониманию определения «психическая травма» и ее отражению на психике человека.
3. Определить основные травмирующие факторы для детей и какие последствия их воздействие несет на психику ребенка.
4. Изучить эволюцию взглядов на проблему психических детских травм, провести обзор теоретических и практических работ по данной теме, выявить наиболее перспективные.
Объект исследования: психическая травма у детей.
Предмет исследования: психическая травма у детей как объект психоанализа и изучения современной наукой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
1. Сущность и значение психической травмы как негативного фактора воздействия на психику ребенка
1.1. Виды и источники психических травм у детей
1.2. Психоаналитический подход к пониманию психической травмы в детском возрасте
1.3. Психические травмы у детей: причины и последствия
1.4. Оказание помощи детям после психической травмы
2. Исследование научных взглядов и к изучению детских психических травм
2.1. Эволюция понятия «психическая травма» в психоанализе
2.2. Изучение влияния на жизнь человека психических травм, полученных в детском возрасте
2.3. Обзор литературы по проблеме влияния ранней психической травмы на предрасположенность к алкогольной зависимость
Выводы 32
Литература 33
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровский Ю.А. Посттравматическое стрессовое расстройство и общие вопросы развития психогенных заболеваний // Российский психиатрический журнал №1., 2005. С. 4-12.
2. Арефьева Т.А. Преодоление страхов у детей / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. М. : Издво Института Психотерапии. 2005. 288 с
3. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. Харьков. «Фолио». Москва «АСТ» 2000. - 764 с.
4. Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии / Пер. с англ. М.; «Когито-Центр», 2002. 256 с.
5. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: 2001. 352 с.
6. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью / Н.Г. Вологдина. - М. : Феникс, 2006. 106 с.
7. Выготский Л.С. Детская психология // Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982. Т. 4. 336 с.
8. Гриднева С.В. Феномен детских страхов в контексте концепции совладающего поведения / С.В. Гриднева, А.И. Тащева // Семейная психология и семейная терапия. - 2005. - № 4. - C. 24-38
9. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. СПб. : Речь, 2007. - 310 с.
11. Калшед Д. Внутренний мир травмы / Пер. с англ. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 368 с.
12. Кекелидзе З.И., Портнова А.А. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2002. - Т.102. №12. - С.56-62.
13. Кузьмина М. Детский невроз страха // Школьный психолог № 25 2000. С.10-11.
14. Решетников М.М. Психическая травма: Монография. М.: ВЕИП, 2006. 322 с.
15. Пилягина Г. Я. Механизмы патологического приспособления и детская травматизация в суицидогенезе // Український медичний часопис. 2003. № 6. С. 4956.
16. Психиатрия детского и подросткового возраста. Под редакцией К.Гиллберга и Л.Хелгрена. Москва, ГЭОТАР-МЕД, 2004. 495 с.
17. Психические состояния / Сост. И общая редакция Л.В. Куликова. СПб.: «Питер», 2000. 512 с.
18. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс.- СПб., 2000. 326 с.
19. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб: Питер, 2001. 431 с.
20. Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей //Журнал практической психологии и психоанализа. - №1. 2003.
21. Шитов Е.А. Неадаптивные диссоциативные переживания, как индивидуальная реакция на психическую травму / Личность в современных исследованиях: Сборник тез. межрегион. науч.-практ. конф. «Проблемы развития личности». Рязань, 2002. Вып. 5. - С. 162 164.
22. Шитов Е.А., Шустов Д.И., Ховрачев А.П. Процессуальные характеристики «алкогольного» расщепления психики в психотерапии алкогольной зависимости / Современные проблемы наркологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (18 20.11.2002, г. Москва). М., 2002. С. 54.
23. Шитов Е.А. Взаимосвязь раннего травматического опыта и диссоциативных процессов психики у взрослых больных алкоголизмом / Личность в современных исследованиях: Сборник тез. межрегион. науч.-практ. конф. «Проблемы развития личности». Рязань, 2006. Вып. 9. - С. 367.
24. Шпиц P.A. Психоанализ раннего детского возраста.- М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 159 с.
25. Эльконин Б.Д. Детская психология / Б.Д. Эльконин. М. : Академия, 2004. 383 с.