ВВЕДЕНИЕ В XVII веке Англия пережила буржуазную революцию, которая подготовила почву для промышленного переворота. Это была революция, возвестившая наступление нового времени, времени господства буржуазии. Ее характерной особенностью было выступление буржуазии в союзе с обуржуазившейся частью дворянства. В 1688 году в результате классового компромисса - соглашения между этими двумя социальными группами - король был объявлен низложенным и на его место приглашен принц Вильгельм Оранский, который принял предложенную ему «Декларацию прав», гарантировавшую буржуазное развитие страны. По словам Маркса, « Glorious Revolution» (славная революция) вместе с Вильгельмом III Оранским поставила у власти наживал из землевладельцев и капиталистов». Сто с небольшим лет назад, а если совсем точно, то в 1896 году два издателя - Ф.А.Брокгауз (Лейпциг) и И.А.Ефрон выпустили том XVII своего энциклопедического словаря. В статье, посвящённой Локку, в той части, где речь идёт о «Мыслях о воспитании», автор, подписавшийся инициалами “И.Г.” заключает: «Мысли о воспитании» - столь же полезная книга теперь, как и двести лет тому назад”. Сегодня в эту оценку можно внести только одну поправку: вместо слова “двести” написать слово «триста», а ещё через сто лет - слово “четыреста” и так до бесконечности. Имея под руками “трактаты” Коменского, Локка, Песталоцци, Дистервега, Ушинского и Макаренко только глупцы могут морочить нам голову безумными реформами. Современное общество характеризуется тем, что совокупность профессиональных качеств индивидов, определяющих их поведение как социальных единиц, мало зависит от их личностных моральных добродетелей. Приоритетность социальной функциональности в структуре личности современного человека. Очевидна; установка «знать и уметь» взяла верх над способностью «чувствовать и сопереживать». Между тем общество, относящееся с пренебрежением к духовной сфере человека, рано или поздно окажется лицом к лицу перед тревожной дилеммой: быстрый прогресс или неизбежное вырождение. В этой связи интересны педагогические идеи Д.Локка, который триста с лишним лет назад предугадал эту тенденцию в общественном развитии и поставил вопрос об автономном личном развитии, способном гармонизировать профессионально-деловые и духовные потребности.
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Д.ЛОККА 5 2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛОККА 10 3. ПЕДАГОГИКА Д.ЛОККА 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
1. Аксиомы Джона Локка//Народное образование.-2002.-№1.-С.219-236 2. Заиченко Г. А. Джон Локк. -М.:Мысль, 1973.-207с. 3. Константинов Н.А., История педагогики/Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева.-М.:Просвещениеа, 1982.-534с. 4. Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988.- 668 с.- (Филос. Наследие. Т.103).- С.407-614. 5. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения. С древнейших до наших времен. Часть первая.-СПб.: Алетейя, 2000.-429с. 6. Рыбин В.А. Педагогика нравственно-гуманистического воспитания Дж.Локка//Педагогика.-2005.-№7.-С.67-75