Введение Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. По данным Департамента здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин – нарушения развития, самая значительная группа которых – недостатки речевого развития. В возникновении речевых нарушений у детей большую роль играют: – различная внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода, токсикоз при беременности у матери, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору; – родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга); – заболевания в первые годы жизни ребенка, особенно – частые инфекционно-вирусные болезни, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства; – травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга; – наследственные факторы; – неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности. Цель данной работы – рассмотреть такие нарушения речи, как алалия и афазия.
Содержание Введение 2 1. Алалия 3 1.1. Понятие и клиника алалии 3 1.2. Отличие алалии от других речевых расстройств 4 1.3. Этиология и патогенез алалии 5 1.4. Различные взгляды на механизм алалии 7 1.5. Алгоритм компенсации 11 2. Афазия 12 2.1. Понятие афазии 12 2.2. Этиология и виды афазии 13 Заключение 27 Список литературы 28
Список литературы 1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. - М., 1988. - 240 с. 2. Вартапетова Г.М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией// Сибирский учитель. – 2001. – № 3(13) – С. 99 - 110 3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: «Речь», 2003. – 330 с. 4. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учеб. пособие. - СПб.: Союз, 2008. – 224 с. 5. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб.: Наука, 2001 — С. 188-195. 6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Под редакцией С.Н. Шаховской. 3е изд., переработанное и дополненное. М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2003. – 680 с. 7. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. - 248с. 8. Мешкова Л.В. Развитие речи детей. – СПб.: Питер, 2002. – 315 с. 9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с. 10. Хрестоматия по логопедии. Под редакцией Л.С. Волковой, В.И.Селиверстова. М., 2002.- 656 с.