33. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее понимания зависит решение практически всех других ф проблем.
Наиболее широкими принципиально различающимися логическими подходами к трактовке материи явились понимание ее как субстрата, как субстанции и как объективной реальности.
Представление о материи как о субстрате есть идея носителя свойств, не находящегося в неразрывной связи с этими свойствами, получаемыми обычно извне. Т.е. материя пассивный носитель свойств.
Понятие субстанции было более поздним, конкретным точным пониманием материи, включающим два основных момента: 1) понятие материального носителя; 2) представление о самообусловленности, внутреннем источнике самодвижения, без которого субстанция не могла бы существовать самостоятельно. Это такая сущность, которая самодостаточна.
Материя может существовать в виде вещества и поля.
При рассмотрении проблемы материи важно иметь ввиду два основных подхода: 1) гносеологический, 2) онтологический.
1) Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая отображается в наших ощущениях, существуя независимо от нас (по Ленину). Но вопрос: до человека материя существовала? Если да то это определение не работает.
2) В онтологическом подходе материя рассматривается как субстанция, т.к. до человека материя как субстанция существовала ==> снимается целый ряд недоразумений. В 19 в. под материей понимают вещество, состоящее из атомов, которое обладает массой, протяженностью, инертностью и т.д. - метафизическое определение материи, т.к. материя сводилась лишь к одному из своих свойств - веществу, и рассматривалась как нечто постоянное.
Элементы стр материи: неживая природа, живая природа, социум. Черты материи: наличе движения, самоорганизация, размещенность в прве времени, способность к отражению. Движение материи возьникает из самой материи (единства и борьбы противоположностей), всеобъемлюще (движ все), постоянно. Еще с античной философии возникло два подхода к решению проблемы движения и его связи с материей. Под движением понимается любое изменение от перемещения небесных и земных тел до мышления. Два подхода: С точки зрения Гераклита материя не может не двигаться, с точки зрения Аристотеля может двигаться, а может не двигаться. (Во времена Аристотеля покой понимался абсолютно т.е. полное отсутствие движения. Атом считался неделимым ==> источник движения надо искать вне атома). И только уже в новое время стали появляться другие взгляды.
Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм движения материи он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов, Энгельс предложил следующую классификацию: механическое; физическое; химическое; биологическое; социальное движения материи.
Пространство и время - это формы бытия материи. В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные.
Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой развертываются процессы. Пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивали И.Ньютон, Демокрит, Эпикур.
Представителем реляционной концепции пространства и времени был Г. В. Лейбниц, который настаивал на том, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Диалектический материализм считает их объективными, независящими от человека и человечества формами бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.
Отражение - способность материальных систем воспроизводить в сами х себе свойства взаимодействующих с ними других систем. Отражение бывает: физическим, химическим, механическим, биологическим. Биологическое отражение включает в себе степени: раздражительности, чувствительности, психического отражения. Высшим уровнем отражение явл сознание
51. Категории «необходимость» и «случайность», «форма» и «содержание»
Содержание, структурой форма. Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен. Содержание - это то, что составляет сущность объекта, единство всех его составных элементов, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные структуры. Например, записи разных слов - "ток" и "кот" - состоят из одних и тех же элементов-букв, но слова отличаются друг от друга структурой и обозначают разные предметы. По способу связей элементов в данном предмете мы узнаем его структуру, которая придает относительную устойчивость и качественную определенность объекту.
Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание "облачается" в определенную форму. Ведущей стороной, как правило, является содержание: форма организации зависит от того, что организуется. Изменение обычно начинается с содержания. В ходе развития содержания неизбежен период, когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие. Наступает конфликт между формой и содержанием, который разрешается путем ломки устаревшей формы и возникновения формы, соответствующей новому содержанию.
Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формы выражается, например, в том, что она может несколько отставать в развитии от содержания. Относительная самостоятельность формы и содержания выявляется и в том, что одно и то же содержание может облекаться в различные формы.
Мудрость заключается в том, чтобы не упускать из виду ни содержательную сторону объекта, ни его форму. Метод формализации имеет существенное значение в развитии современной логики, в математике и кибернетике. В современной науке получили исключительно широкий размах структурные методы исследования. Это понятно: не проникнув в структуру объекта, в закономерную связь его элементов, невозможно раскрыть сущность, понять направление его развития. Форма играет очень большую роль в организации и развитии содержания. Это важно иметь в виду не только в теории, но и на практике, где умелое использование активной роли формы организации труда, производственного процесса, расстановки людских сил может решить ход и исход дела. Мудрость хозяйственного руководства заключается в умении выбрать нужную форму организации дела в данный момент. Выбор и разработка гибких форм - одна из самых важных задач в политике, дипломатии.
Категории формы и содержания, их гармоническое единство имеют колоссальное значение в процессе художественного творчества, где без свободного владения формой невозможно создавать произведения значительного содержания. Чем больше форма художественного произведения соответствует его идее, тем оно удачнее. И великие творения искусства очаровывают нас своей красотой потому, что их форма и содержание находятся в органическом единстве.
Идея причинности. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе - как следствие. Причинность есть связь, превращающая возможность в действительность, отражающая закономерности развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.
Принцип причинности имеет огромное значение в научном понании действительности. Первейшей предпосылкой всякого научного исследования всегда было, по мысли М. Планка, предположение, что во всех событиях естественного и духовного мира имеет место закономерная связь, которая именуется причинностью.
1.Мировоззрение, как система верований и убеждений, также как и любая другая система - это модель, с помощью которой человек взаимодействует с миром.
2.Проблема предмета философии, специфика философского знания.
3.Происхождение и предмет философии.
4.Основной вопрос философии. Каждая философская теория имеет стержневой, главный вопрос вокруг которого выстраивается вся система.
5.КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
6.В. ИНДУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
7.Основные черты и этапы средневековой философии.
8.Софисты.
9.Объективный идеализм Платона.
10.Философские идеи Аристотеля.
11.Фома Аквинский (Х1У в.).
12.Основные направления и проблемы философии эпохи Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.).
13.Философия Нового времени.
14.Рационализм Философии Просвещения.
15.Томас Гоббс.
16.Философия эпохи Просвещения: специфика и направления.
17.Основные черты этического учения И. Канта.
18.Философия Гегеля: идеалистическая система и диалектический метод.
19.Антропологический материализм Л. Фейербаха.
20.Общая характеристика философии марксизма.
21.Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.
22.ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ.
23.Идея всеединства в русской философии.
24.Общая характеристика и основные проблемы русской философии. Исторические условия развития философии в России.
25.Учение о цельном знании Соловьева.
26.Философия русского космизма.
27.ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
28.ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ.
29.Постмодернизм.
30.ПОЗИТИВИЗМ.
31.Филосовские проблемы бытия. Основные виды бытия и их соотношение.
32.Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественно-научное представление о материи.
33.Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
34.Сознание, его происхождение и сущность. Сознание, речь, язык.
35.Познание как предмет философского анализа. Значение, отражение, информация.
36.Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
Как осущ процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура?
37.Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления: рассудок и разум.
38.Единство чувственного и рацинального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
39.Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное).
40.Истина: понятие и основные концепции. Критерии истинности. Истина, заблуждение, ложь.
41.Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
42.Научные революции и смена типов рациональности.
43.Понятие науки. Социокультурные функции науки.
44.Методы и формы научного познания.
45.Исторические типы рациональности.
46.Универсальная взаимосвязь и принцип детерминизма.
47.Принцип диалектического отрицания в философии Гегеля.
48.Единство и борьба противоположностей как принцип диалектики. Антогонизм и гармония и 49.Диалектический закон развития в философии Гегеля как закон взаимного перехода количественных изменения в качественные.
49.Категории «сущность» и «явление», «возможность» и «действительность».
50.Категории «необходимость» и «случайность», «форма» и «содержание».
51.Общество как предмет философского исследования. Источники и детерминанты общественного развития.
52.Основные сферы общественной жизни и их целостное единство.
53.Периодизация человеческой истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизованный подходы.
54.Общественно-историческая природа и социальные функции религии.
55.Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия.
56.Философская концепция человека. Диалектика биологического и социального в человеке.
57.Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.
58.Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество: сущность и тенденции развития.
59.Эстетическое отношение человека к действительности и искусство.
60.Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
61.Философское знание и проблемы управления.
62.Глобальные проблемы человечества: философский аспект.
63.Мораль как форма социальной культуры выполняет ценностно-ориентационные и регулятивные функции. Какие же именно из функций такого рода составляют ее прерогативу?
Вопрос 7
Основные черты и этапы средневековой философии.
Начало зарждения - Римская империя в 1-У вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в У-Х111 вв. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.
Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.
Основные черты:
1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшаяреальность и предмет философского исследования Бог)
2. Задача философии это интерпретация Священного писания («философия служанка богословия»).
3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план
4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное.
Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.
Основные этапы средневековой философии:
1. патристика («патер» - отец, имеются в виду отцы Церкви) 1-У111 вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.). Задача разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов прежде всего Платона и Аристотеля.
2. схоластика («схолэ» - учеба) Х-Х1У вв. (И.Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийскй). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируются.
Схоластика означает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно влияние Аристотеля.
Вопрос 8
Софисты. Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон,Алкидам. Софисты платные учителя красноречия и спора. Они ловко и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать, а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы доказательства и опровержения. Софисты пренебрегали законом, моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра и зла. Манифест релятивизма софистов - известное высказывание Протагора: «Человк есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они существуют».
Нравственность то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все относительно и знание (можно одно и тоже утверждение доказать и опровергнуть) и мораль. Примером древнего софизма является софизм «Рогатый»: «То. что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». Вот еще пример, как два софиста решили запутать простого человека по имени Ктисипп.: «Скажи-ка, есть ли у тебя собака?» - «Есть и очень злая», - отвечал Ктисипп. «А есть ли у нее щенята?» -«Да, тоже злые» - «И их отец конечно, тоже собака?» - «Да» - «Что ж, эта собака твоя?» - «Конечно» - «Значит, этот отец твой, следовательно, твой отец собака и ты брат щенят». Аристотель в качестве софистических приемов называл следующие: софист может быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла его речи, или напротив, нарочито растягивать свою речь, дабы его противнику было трудно охватить весь ход его рассуждений, подменять понятия, принуждать собеседника к частому повторению одного и того же и т.д.
Несомненный плюс в истории философии софистики заключается ввыявлении противоречивости познавательного процесса.
Вопрос 23
Идея всеединства в русской философии.
Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собою и тождественны целому , но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство , а образуют особый полифонический строй . Но это описание , включающее формально противоречивый тезис о тождестве части целому , не есть законченная дефинизация . Более того , такой дефинизации и не может быть , поскольку всеединство - категория особого рода , не допускающая исчерпывающего дискуссионного выражения , а имеющая скорей характер интуитивно - символического указания на некий специфический способ или строй бытия , который никогда не удается раскрыть до конца в понятиях.
Истоки подобного статуса всеединства кроются в том, что его философское продумывание с необходимостью выходит в сферу коренных проблем онтологии, связанных с апориями единого, бытия и иного, Вследствие этого, философский вопрос: как возможно всеединство не может иметь одного исчерпывающего ответа, Заключенная в нем проблема дескрипции внутреннего механизма всеединства допускает лишь, собственно, не ответ, а только все новые переформулировки и переосмысливания, которые всякий раз по-новому демонстрируют апорийность, присущую природе всеединства, однако отнюдь не дают законченной экспликации этой природы. В итоге, в каждую эпоху жизни философской традиции постижение всеединства заново оказывается проблемой - так что всеединство выступает как некий топос философского мышления, одновременно - предмет философствования и неиссякающее побуждение к нему, один из вечных источников философского удивления.
Русские системы всеединства далеко не единообразны и вовсе не составляют одной узкой школы. Но они самым тесным образом связаны с предшествующей метафизикой всеединства на Западе и , как правило , для каждой из них несложно увидеть , к какому конкретно учению - или иному корню - восходит принятое в ней понимание всеединства.
Итак, русская метафизика всеединства включает в себя философские учения , где концепция всеединства опирается на
- мифологему Софии Премудрости Божией : Вл. Соловьев, П.А.Флоренский ( раннее учение ) , С.Н. Булгаков , Е.Н. Трубецкой ;
- учение Н.Кузанского : С.Л.Франк , Л.П.Карсавин ;
- монадологию Лейбница : Н.О. Лосский , отчасти Л.П. Карсавин ;
-идеи античного символизма : П.А. Флоренский (позднее учение ) , А.Ф. Лосев.
С первых же шагов философского становления Соловьева , всеединство - его девиз , его формула Высшего Начала .Уже в своем произведении Мифологический процесс в древнем язычестве (1873) , он пишет о том , что языческие боги лишь разнообразные выражения всеединого - to pan . А вскоре , всеединство для него уже главное орудие построения всеохватной философской системы, универсальный, конструктивный принцип . Подобная роль всеединства , как и в целом его трактовка в философии Соловьева, тесно связаны с основным рабочим методом этой философии - методом критики отвлеченных начал.
В частности, по Соловьеву, и бытие, когда оно отождествляется с
Абсолютным, выступает как отвлеченное начало ; его должный статус - предикат сущего, ибо бытие есть отношение между сущим как таким и его сущностью . Абсолютное , Бог - это не бытие , а сущее ; а так как
Абсолютное является всеединыем , то истинное его имя - Всеединое Сущее .
Всеединство же как таковое - это Его сущность , которая сверхбытийна .
Когда же всеединство трактуется как бытийный принцип , оно также становится отвлеченным началом ; в этом случае оно есть отрицательное всеединство или же чистое бытие , равному ничто ... принцип , с которым нельзя ничего начать и из которого ничего нельзя вывести . По Соловьеву , именно это бесплодное всеединство - исходное начало гегелевской логики , принцип Гегеля .
Философия Соловьева словно разрушила какой-то барьер. долгое время мешавший самовыражению русской мысли в развернутой философской форме. Она положила начало активнейшему философскому движению, в русле которого за короткий срок возникает обширный ряд религиозно-философских систем .
Ядро учения Трубецкого - концепция Абсолютного (Всеединого) Сознания
-формируется как сочетание , скрещивание соловьевской концепции Абсолютного как всеединства с неокантианским подходом , утверждающим примат гносеологических установок и категорий над онтологическими .
Абсолютное Сознание у Трубецкого - собрание всех истин , относящихся ко всему сущему в мире , а также к Абсолютному как таковому .Истина же трактуется им гносеологически - как определение содержания знания , познающего предмет , истинное суждение о предмете. Наконец , концепции всеединства и софийного первообраза отчасти конкретизируются и раскрываются у Трубецкого с помощью идеи преображения , одной из коренных идей русского религиозного сознания. Замысел Божий о вещи - не отвлеченное понятие , но сама эта вещь по преображении своей эмпирической природы ; и он является не чуждым чувственному облику вещи , но преображенно чувственным , духовно- чувственным .Поэтому чувственное не исключено из Абсолютного Сознания , а наоборот , в нем положено и насквозь пронизано мыслью . Оно не есть ни только мысль , ни только чувственность , но абсолютный синтез того и другого .
Много внимания уделяет всеединству Флоренский . Правда , относясь критически к мысли Вл. Соловьева , своего прямого предшественника. Но
,вопреки всем его расхождениям с Соловьевым , в истоке философствования у них обоих лежала одна и та же глубинная интуиция о бытии , и этою интуицией было именно всеединство . Ядром всей метафизики Столпа и утверждения Истины служит тщательное продумывание всеединства в его существе, как принципа внутренней формы совершенного бытия . Здесь налицо отличие от Соловьева - основной образ , модель всеединства подчерпывается из христианских представлений о Церкви . Этот образ всеединства есть собрание, сообщество личностей, связуемых любовью и силою этой связи образующих также единою личность - которая и есть София . Раннее учение
Флоренского строится , таким образом , как единство и тождество софиологии, экклезиологии и метафизики любви . Любовь здесь выступает как закон , внутренний принцип всеединства , как сила , созидающая и скрепляющая его .
Утверждаемая Флоренским - и, несомненно, вполне отвечающая духу новозаветного умозрения - связь всеединства с метафизикой любви, с идеями самоотдачи, жертвы, была подхвачена в философии Карсавина. Отметим лишь вкратце то новое , что приносит эта теория . Существенна , прежде всего , ее прочная принадлежность руслу христианского геоцентрического персонализма. В отличие от других систем всеединства, Карсавин прямо связывает свою онтологию с догматом троичности, вводя онтологическую структуру триединства - триаду первоединство-саморазьединение - самовоссоединение , и принимая постулат о тождестве трех начал: Бог-
Триединство-Личность .Всеединство появляется в этой схеме как принцип, подчиненный, интегрированный в Триединство. Последнее описывает бытийный процесс, субъектом которого служит Единство ; всеединство же - принцип статический, а не динамический, принцип структуры, формы, организации, но не принцип движения процесса. Поэтому у Карсавина всеединство - статический аспект триединства , покой и остановка его , принцип строения , внутренней организации разъединяющегося-воссоединяющегося Единства .