По конституции 1918 года ВЦИК был главным законодательным, распорядительным и проверяющим органом Российской Социалистической Федеративной республики. Он обязан был направлять общую деятельности правительства и всех органов Советской власти в стране. В его полномочия было включено соединение и контроль законодательной работы и управления и присмотру за воплощением Советской Конституции, решений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти. Он анализировал и утверждал проекты декретов и другие суждения, внесенные СНК или отдельными ведомствами, а также он мог выдавать собственные декреты и распоряжение. В полномочия Вцика входил созыв Всероссийского Съезда Совета, который он должен бы представлять отчет о проведенной деятельности и доклад по общ политик и друг отдельн вопрос. ВЦИК учреждал СНК для общего управления делами РСФСР. Вместе со Съездом Советов Вцику подлежали следующие проблемы общегосударственного значения:
* Утверждение, изменение и дополнения Конституции
* совместное руководство всей внешним и внутренним политическим направлением РСФСР
* учреждение и изменение границ государства
* принятие в состав РСФСР новых членов республики и признание их выхода оттуда
* принятие и изменение системы мер, весов и денег на территории РСФСР
* установление общегосударственных налогов и повинностей
* установление основ организации вооруженных сил РСФСР
* издание постановлений о приобретении и потере гражданства
* право общей и частичной амнистии и другие вопросы.
О членах Вцика в Конституции сказаны лишь то, что они работают в отделах СНК или выполняют особые доверенности Вцика Советов.
В свою очередь в полномочия СНК общее управление делами РСФСР. С целью выполнения этой задачи СНК мог выдавать декреты, распоряжение, инструкции и другие нормативные акты, которые были необходимые для точного и быстрого течения государственной жизни. О всех своих постановлениях и решении СНК немедленно должен сообщать Вцику, что упражнению или отменить приостановить всякая или постановление решения СНК. Все резолюции заключения СНК, которые наделены большое общеполитическое значение также должны были представляться на рассмотрение и утверждение Вцика. Однако в Конституции особенно обусловливались, те мероприятия, которые требуют немедленного выполнения могли быть реализованы СНК прямо.
Члены СНК управляют отдельными наркоматами, которых в целом насчитывалось 17:
по иностранным делам
по военным делам
по морским делам
по внутренним делам
юстиции
работы
социального обеспечения
образования
почты и телеграфов
по делам национальностей
по финансовым делам
путей соединения
земледелия
торговли и промышленности
продовольствия
государственного контроля
Высший Совет Народного Хозяйства
здравоохранения
При каждом наркоме под его председательством образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК. Нарком был упражнению единолично принимать решение по всем вопросам, которые подлежат ведению соответствующего наркомата, доказывая о них к сведению коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или другим решением наркома коллегия, не прекращая выполнение решения, может обжаловать его в СНК или в Президиум Вцика. Такое же право принадлежало каждому отдельному члену коллегии.
Конституция четко устанавливает ответственность СНК перед Съездом Советов и Вциком, а наркомов перед СНК и Вциком.
Звание народного комиссара принадлежало исключительно членам СНК, что ведает общими делами РСФСР и никаким другим представителям Советской власти как в центре так и на местах узурпировано быть не могло. Это положение в Конституции регулируются специализированной статьей.
Введение 2
I.Разработка и принятие Конституции 3
1.1 Принятие Конституции 3
1.2. Основные принципы Конституции 6
II. Характеристика содержания Конституции 8
2.1. ВЦИК 8
2.2. Избирательная система 11
2.3. Структура органов власти согласно Конституции 13
2.4. Права и свободы граждан 16
Заключение 20
Список использованных источников 22
Введение
В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. Термины их действия составляли соответственно 7, 12, более 40 и 15 лет, что доказывает в общем сравнительное постоянство означенных конституций. Ратификация каждой из них означала значительные трансформации в жизни общества, означала результат предыдущего развития, устанавливало, прежде всего, качественно новый этап в истории становления государства, отражало утверждение новых доктрин или углубление и развитие прежних. Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на значительные черты, характерные каждой из них, они формировались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, одобрение советской власти, носили классовый характер, выступая в качестве воплощение диктатуры рабочего класса, вслед за тем его руководящей роли.
В данной работе будет рассмотрена Конституция 1918 года
I.Разработка и принятие Конституции
1.1 Принятие Конституции
Результаты реформ основного периода истории Советской державы были закреплены а Основном Законе РСФСР, который был принят в июле 1918 г. Первая Советская Конституция ссумировала, хотя и до чрезвычайности незначительный опыт государственного управления. В ней был применен нормативный материал, который накопился с октября 1917 г. Среди первых актов Советской власти, которые имела очень большое значение ленинская «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая была принята III Всероссийским съездом Советов. Декларация решила ключевые конституционные задачи. Она зафиксировала основные принципы нового общественного строя: - национализацию землевладения, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в муниципальную собственность, тотальную обязанность трудиться, установила задачу ликвидации эксплуатации человека человеком. В Декларации были закреплены основные принципы государственного строя «Россия была объявлена Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в средоточии и на местах относится этим Советам»
В Декларации обозначались также ключевые позиции советской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за исполнение права наций на самоопределение в международном масштабе.
Таким образом Декларация в на протяжении какого-то времени могла исполнять функции Конституции. Она была своеобразной малой, краткой, преходящей Конституцией Советского государства. Поднимать проблему развернутой разработки Основного закона в обстоятельствах января 1918 г. Было крайне преждевременно: по той причине, что революция одержала победу еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии формирования, проблема формы государственного единства была решена только лишь отчасти, юридическая система находилась в процессе своего развития.
30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической партии вынес постановление доверить Я. М. Свердлову внести во ВЦИК предложение об учреждении комиссии целью которой было разработать проект Основного закона. Я М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с предложением о учреждении такой комиссии, и она была сформирована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; чуть-чуть позже в комиссию вошло еще несколько членов.
Значительный диспут завязался уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было постановлено вверить члену ЦК РКП(б), наркому по национальным делам И. В. Сталину вместе с ответственным работником наркомата юстиции, знаменитым государствоведом профессором М. А. Рейснером разработать постановления о ключевых позициях устройства Российской республики, которые должны отразится в Конституции
Сталин и Рейснер приготовили два разных проекта ключевых положений Конституции, основополагающим содержанием которых был вопрос федерации. Рейснер отталкивался от соображений о том, что национальный вопрос является ережитком феодальной системы управления, что он не имеет смысла даже при капитализме и тем более не может рассматриваться в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мнил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была хороша, потому ее исполнение могло бы содействовать упрочению государственного единства. Однако в действительных условиях 1918 года, когда по стране разворачивались национальные движения под лозунгом основания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.
И. В. Сталин отстаивал другие взгляды. Отталкиваясь от ленинских идей и скопленной практики государственного управления, он внес предложение основывать федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия при помощи большинства 5 против 3 голосов утвердила проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила утверждение основных тезисов Конституции и, поделившись на подкомиссии, приступила к работе над некоторыми частями закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции.
К концу июня многие разделы проекта Конституции были закончены, тем не менее довершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции был поднят в ЦК РКП(б), который был взволнован тем, что к грядущему V Всероссийскому съезду Советов проект закона все еще не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману довершить работу над проектом. В. И. Ленин внес в проект отдельные исправления, в деталях, касательно проблемы об основополагающих правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» законченый проект Конституции был опубликован.
1. Учебник: История государства и права М.,1998
2. Учебник: История отечественного государства и права (часть II ) М.,1999
3. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин : Конституционное право РФ М.,1995
4. И.А.Исаев : История государства и права России М.,1994
5. Каар Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923 гг.
М.,1990
6.Учебник: Истоия государства и права М.,1998.
7. Хрестоматия по истории отечественного государства и права М.,1994.
8 Учебник: История отечественного государства и права (часть II ) М.,1999.
9. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин : Конституционное право РФ М.,1995.
10.Учебник: История отечественного
государства и права (часть II ) М.,1999.
11. Учебник: История государства и права М.,1998.
12. И.А.Исаев : История государства и права России М.,1994.