Общество в отличии от природы, представляет продукт взаимодействия людей, наделенных волей и сознанием. На основе сознания, то есть представлений, идей, переживаний, люди вступают в общественные отношения. Однако сознание личности, группы, общества не только отражает, познает окружающий мир, но и активно преобразует его. Именно общественное и индивидуальное сознание формирует ценностное отношение человека к действительности. Формами общественного сознания являются мораль, религия, искусство, наука, идеология и т. д. Каждая из этих форм общественного сознания специфически познает окружающую действительность и формируют определенное отношение к ней. Так, например, религия представляет собой особую форму общественного сознания, которая отличается тем, что отражаемые ею отношения между людьми в обществе и отношение людей к природе приобретают фантастический вид. Представления о мирив которые дает религия, проявляются в человеческом сознании в виде иллюзии и веры в наличие сверхъестественного существа или сверхъестественных начал, господствующих как в природе, так и в обществе. Правосознание также является одной из форм общественного сознания, формой осознания и изменения правовой действительности. Поскольку право определяет общественно полезные и общественно опасные формы поведения, постольку оно не может не порождать к себе определенного отношения Это отношение может быть положительным и выражаться в том, что личность понимает ценность права в жизни общества И стремится следовать его требованиям Но оно может и отрицательным, когда человек считает право ненужным, бесполезным. Необходимость детального изучения конституционного правосознания обусловлена, прежде всего, практической значимостью соответствующей проблемы, что в особой степени проявилось в новых, современных условиях конституционного развития российской государственности. Конституция РФ 1993 года возвела на высший нормативный уровень новые правовые идеи, принципы, задачи и цели государственного и общественного развития; она знаменовала собой признание общедемократических ценностей современного конституционализма и на этой основе внесла принципиальные изменения как в конституционные институты правового положения личности, так и в систему организации государственной власти. Все это естественным образом предполагает изменение, обновление под воздействием Конституции государственно-правовых идей, принципов, образующих в своей совокупности своего рода идеологический субстрат конституционного правосознания как важный показатель достигнутого уровня правовой и демократической культуры российского общества. Актуальность темы усиливается еще и тем, что принципиально новые для российского общества конституционные ценности утверждаются в режиме политического и идеологического плюрализма, что гарантировано самой Конституцией (ст. 13). Это способствует росту политической активности российских граждан, многообразию политических партий, движений, развитию самоуправленческих начал в обществе. Однако стремлению граждан управлять делами в различных сферах общественной и государственной жизни противостоит низкий уровень их конституционного правосознания, отсутствие необходимых правовых знаний. В данной работе, для полного раскрытия темы, будут включены следующие вопросы: понятие и структура правовой культуры общества и личности, роль правосознания и правовой культуры в механизме правового регулирования, понятие правового нигилизма и правового идеализма. Важное значение для осмысления различных аспектов конституционного правосознания, его роли в становлении правовой российской государственности и формировании в России развитого гражданского общества имеют труды ученых-теоретиков: С.С. Алексеев, В.М. Баранов, Н.Н. Вопленко, В.Н. Кудрявцев, Д.А. Керимов, С.А. Комаров, В.В. Лазарев, В.В. Лапаева, Р.З. Лившиц, В.Я. Любашиц, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, Т.Н. Радько, Ю.С. Решетов, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Щербакова, Л.С. Явич и др.), мыслителей прошлого (Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс и др. Глава 1. Понятие и структура правовой культуры общества и личности 1.1. Понятие правовой культуры Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.
Введение 3 Глава 1. Понятие и структура правовой культуры общества и личности 6 1.1. Понятие правовой культуры 6 1.2. Структура правовой культуры 7 1.3. Конституционно-правовая культура личности 10 Глава 2. Роль конституционного правосознания и правовой культуры в механизме правового регулирования 17 Глава 3. Право и конституционно-правовая культура как базовая ценность гражданского общества 20 Заключение 34 Список источников и литературы 36 Приложение 1 38
1. Конституция Российской Федерации. - М., 1995. 2. Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Юрид. лит., 1994. 3. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1994. С. 57-58. 4. Бережнов Г.А. Политика и права человека. - Омск, 1993. 5. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7. 6. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца ХIХ-начала ХХ вв. // Вопросы философии. 1991. N 8. С. 25. 7. Гегель Г.В. Ф. Философия права / Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. С. 181. 8. Герцен А.И. Собрание сочинений. Т. 7. М., 1950. 9. Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. N 9. С. 4-5. 10. Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1995г. 11. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. - М., 1916. 12. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. - М., 1993 13. Коркун Н. М. Лекции по общему государственному праву СПб., 1914. 14. Краснов Ю.К., Кривогуз И.М. Основы науки о политике: ч. 2., М., 1993. 15. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М.: Спарк, 2001 16. Лебедев Л.И. Гражданское общество в правовом государстве. - М., 1998. 17. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм: Курс лекций // Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 590. 18. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. 19. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: ПРИОР, 2001. 20. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. N 2. С. 27. 21. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 1997. С. 126. 22. Нерсесянц В.С., Муромцев Г.И., Мальцев Г.И. и др. Право и культура: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 396. 23. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. М., 1972. С. 12. 24. Общая теория права / Под ред.А.С. Пиголкина. М., 1996. С. 331-332. 25. Общая теория права и государства: Учеб. /Под. ред. Лазарева В.В.- М., 1994. 26. Общая теория права: Учеб. - М., 1993. 27. Ослунд А. Право в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. N 1. С. 80. 28. Панчук Г.С. Правовое государство. - М., 1999. 29. Современное государство и право. Вопросы теории и истории. -Владивосток., 1992. 30. Теория государства и права. - ч.1. / Под ред. Венгерова А.Б. - М., 1995. 31. Теория государства и права. /Под ред. В.М. Корельского. - 2-е изд. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. 32. Теория права и государства : Курс лекций / Под ред. Н.А.Катаева и В.В. Лазарева. - Уфа, 1994. 33. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., 1993. 34. Хропанюк. В.Н. Теория государства и права. - М., 1993. 35. Яковлев М.А. Политология: учеб. для ВУЗов.- СПб: Альфа, 1995