1. Особенности современного высшего образования
Предназначение современного высшего образования − это развитие свободной, творческой, ответственной личности. Для того, чтобы оптимальным образом помогать студенту в решении проблем личностного и профессионального развития, необходимо иметь информацию об умении его
учиться, самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками,
способными обеспечить максимальную социально-экономическую адаптацию молодого специалиста на современном рынке труда.
Основная особенность учебы в вузе, отличающая ее от школьного обучения это большая самостоятельность, иной порядок контроля над ходом обучения.
Для достижения высокого уровня подготовки специалистов необходимо решить такие проблемы вузовского образования: обеспечить возможность получения тудентами глубоких фундаментальных знаний; изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, с учетом интересов студентов в самоопределении и самореализации; повысить культуру умственного труда студента. На современном этапе развития нашего общества формирование культуры умственного труда должно рассматриваться как важнейший инструмент познания мира во всем его многообразии.
2. Понятие культуры умственного труда
Культура умственного труда не просто черта личности, но и синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее интеллектуальных, личностных, организационно-деятельностных, гигиенических и эстетических сторон, дающих возможность студенту качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Результатом культуры умственного труда являются знания, которые человек приобретал о предмете своей деятельности; освоение тех способов, умений и приемов, которыми он пользовался в своей умственной деятельности, т. к. их совершенствование обеспечивает человеку наибольшую успешность и в его последующей деятельности.
Уровень культуры умственного труда студентов определяет все стороны и результаты обучения, а именно а) качество формируемых знаний и умений; б) познавательную активность студентов; в) развитие мышления, творческих способностей студентов; г) производительность учебного труда студентов и зависящий от нее уровень учебной нагрузки студентов; д) эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса.
3. Взгляды ученых на проблему формирования культуры умственного труда
Решение проблемы формирования данного вида культуры у студентов высших учебных заведений обусловлено необходимостью привести содержание образования в соответствие с мировыми образовательными стандартами в свете культурно-гуманистической функции образования в качестве общечеловеческой ценности, как неотъемлемой части культуры; с пониманием образования как способа освоения культуры, овладения ее богатством, нкопленным человечеством.
Исследование проблемы культуры умственного труда вызывает интерес ученых разных наук. Так, философское осмысление данного понятия представлено в работах В.С. Библера, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева и других ученых, которые рассматривают культуру как совокупность многообразных проявлений человеческой деятельности. Психологи, обращаясь к названной проблеме, рассматривают культуру умственного труда как систему приемов, методов, привычек, определяющих стиль умственной работы (Д.Б. Богоявленская, Н.Ш. Валеева, П.Я. Гальперин, Л.П. Доблаев, В.Я. Ляудис, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина и др.).
Большой интерес к изучению проблемы умственного труда и интеллектуальной деятельности обучающихся проявляет и педагогическая наука и практика. Педагоги выделяют, прежде всего, культуру учебного (умственного) труда (О.А. Абдуллина, М.А. Данилов, М.И. Донцова, Н.П. Ерастов, В.Д. Кукушкин и И.Ф. Неволин, Н.Д. Никандров, В.О. Пунский, и др.), технику организации учебной деятельности (В. Граф, И.И. Ильясов, В.П. Кузовлев и др.), технику чтения и работы с книгой (Л.П. Доблаев, Г.Г. Гецов, Г.Г. Граник, С.И. Поварнин, М.Д. Смородинская и др.), изучают данный вопрос с позиций выделения в качестве компонентов умения и навыки (В.С. Безрукова, Е.Л. Белкин, А.В. Усова, Д. Хамблин и др.), отмечают влияние физиологии и гигиены на умственный труд и его качество (И.А. Арнальди, К.В. Бардин, В.В. Ефимов и др.), научную организацию умственного труда и учебного процесса (Ю.К. Бабанский, А. Буйлис, А.М. Колесова, Д.Я. Тригер и др.).
Из психолого-педагогической литературы известны два пути формирования приемов умственного труда. Так, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. считали, что умственные операции, входящие в прием, формируются, как правило, естественно в процессе овладения конкретным содержанием. В процессе обучения внимание учеников обращается на содержание знания, а не на способы приобретения этих знаний. Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская полагают, что овладение конкретными знаниями требует специально организованного обучения приемам и способам их получения. Внимание обучаемых в этом случае обращается не только на содержание, но и на способы его получения, т. е. на приемы умственного труда.
4. Компоненты культуры умственного труда студентов вуза
Культура умственного труда ядро общей культуры проявляется в разных видах деятельности и обеспечивает высокий эффект и результат обучения студента вуза, полноценное развитие его личности, представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя составляющие (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты), позволяющие в совокупности рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу. В структуру умственного труда включено планирование, организация этапов работы, прогнозирование результатов, принятие решения, коррекция плана.
Личностный компонент главный компонент, обеспечивающий готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирующий познавательные мотивы, интересы, мировоззрение и духовный мир личности, а складывающиеся при этом личностные позитивные отношения студентов к самому учебному процессу, его направленность оказывают воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.
Мотивационно-потребностный включает такой уровень мотивации, при котором возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, совершенствовании своих интеллектуальных способностей, что влечет за собой усиление интереса к изучаемому материалу, самому процессу изучения, если этот процесс осуществляется осознанно и результативно (приносит удовлетворение и успех).
Интеллектуальный компонент обслуживает операциональную сторону процесса познания и обеспечивает овладение содержательной стороной учебной информации, процесс выполнения самостоятельной работы. По мнению Л.С. Выготского, именно интеллектуальный фактор занимает центральное место в понятии «культура умственного труда».
Рис. 1. Компоненты культуры умственного труда
Организационно-деятельностный компонент оказывает влияние на время, затрачиваемое обучающимися на работу, и обеспечивает наиболее экономичное овладение изучаемым учебным материалом; дисциплину учебого труда.
Гигиенический компонент создает условия рациональной организации учебного труда студентов, от него зависит степень их работоспособности.
В связи с тем, что культура умственного труда представляет собой сложное педагогическое явление, включающее совокупность взаимосвязанных компонентов, то при организации учебно-воспитательного процесса в вузе необходим комплексный подход, т. е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом.
5. Приемы повышения эффективности обучения в высшем заведении
Одним из условий формирования культуры умственного труда студентов, отражающих особенности ее организации в студенческом возрасте, выступает самостоятельная работа студентов, рассматриваемая в качестве ведущей и активизирующей формы осуществления умственного труда. в которой происходит развитие личности студента как субъекта культуры.
В недавнем прошлом под самостоятельной работой обычно понималась лишь внеаудиторная занятость студентов. Теперь такое понимание, на наш взгляд, не соответствует действительности, т. к. в современном образовательном процессе вуза доминирует доля самостоятельной работы (как под непосредственным руководством преподавателя, так и с оказанием им разной меры помощи студенту) и конечный результат обучения в высшем учебном заведении в решающей степени определяется организацией рациональной системы самостоятельной работы студентов.
Для получения эффективности и результативности от продуктов самостоятельной работы студентов необходимо выполнение ряда требований к ее организации:
обеспечение правильного сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы;
методически грамотная организация работы студента в аудитории и вне ее;
обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью повышения результативности самостоятельной деятельности познания и превращения данного процесса в процесс творческий;
оказание педагогической помощи и поддержки каждого студента и студенческой группы в целом;
контроль хода выполнения самостоятельной работы и предусмотрение мер поощрения студента за ее качество.
1. Особенности современного высшего образования 3
2. Понятие культуры умственного труда 3
3. Взгляды ученых на проблему формирования культуры умственного труда 4
4. Компоненты культуры умственного труда студентов вуза 6
5. Приемы повышения эффективности обучения в высшем заведении 8
5.1. Как планировать самостоятельную работу 9
5.2. Гигиена умственного труда 11
Библиографический список 16
Библиографический список
1. Азизова С. М. Технологии умственной работы как фактор формирования у студентов стремлений к самореализации в их образовательной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук, Махачкала. − 2005. − 153 c.
2. Зайцева С. С. Культура умственного труда как педагогический феномен // Вестник УРАО. М., 2007. № 1. С. 42-45.
3. Зайцева С. С. Основы самостоятельной работы студентов вуза. Н.Новгород: Нижегор. коммерч. ин-т, 2006. 25 с.
4. Зайцева, С. С. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов // Современное образование в контексте идей гуманистической педагогики и психологии: Сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. Элиста : Калмыц. филиал Моск. гос. открыт. пед. ун-та им. М. А. Шолохова, 2006. С. 102-106.
5. Зайцева, С. С. Учебная деятельность студентов и культура их умственного труда. // Актуальные вопросы образования и производства: Сб. матер. 7-й Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. 115-118.