Профессиональная деятельность психолога это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.
Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.
В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.
Консультант, как и другие профессионалы не только способствует разрешению психологических проблем - он также защищает психическое здоровье пациента и несет ответственность за вред, нанесенный его свободе. Он должен прилагать все усилия для создания психологически комфортной атмосферы, а в некоторых случаях и предупреждать о возможных состояний дискомфорта. Речь идет об этике принципов, которым должен придерживаться профессиональный психолог и психотерапевт.
Консультант, психотерапевт и другие специалисты несут этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность обусловливает
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .... 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ
1.1 Психологическая помощь как основной род деятельности специалиста-психолога .. .. . 5
1.2 Общие принципы . 6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
2.1 Этические аспекты консультирования в социальной работе 12
2.2 Этический кодекс профессионального психолога . 19
2.3 Квалификационные требования к специалистам-психологам в России и за рубежом . 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .. 25
ЛИТЕРАТУРА 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1999.
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005.
4. Бархаев Б.П. Введение в профессию психолога. М.: МГЭИ, 1999.
5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2004.
6. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. Воронеж: МОДЭК, 1996.
7. Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. - М.: Медицина, 1999.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
9. Основы этических знаний - под ред. М.Н.Росенко - М.: Лань, 2002.
10. Панферов В.Н. Психология человека: душа и тело, организм и психика, функции психики. СПб.: БПА, 2001.
11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
12. Посохова С.Т., Кривега Е.И. Особенности Я-концепции психологов на этапе освоения профессии / Психологические проблемы самореализации личности - под ред. Л.А.Головей и Л.А.Коростылевой СПб.: СпбГУ, 2002.
13. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Знание, 1999.
14. Психология и этика: опыт построения дискуссий - Самара, Бахар, 2000.
15. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Московский психоло¬го-социальный институт. Воронеж: МОДЭК, 2001.
16. Психологическая диагностика // Под редакцией М. К. Акимовой. М.: УРАО, 2000.
17. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. М.: Знание, 1988.