1. Социально-экономическое неравенство студентов
1.1 Социально-экономическое положение студенчества в Российской Федерации
Социальное развитие студенческой молодежи в России определяется существующей ныне противоречивостью ситуации. С одной стороны, оно осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, расширения свободы деятельности и слова, роста потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативы личности.
Студент во все большей степени становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом.
Студенчество в целом демонстрирует широту своих взглядов, умение учитывать изменяющиеся обстоятельства современной жизни. Наблюдается процесс определенной адаптации студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде зарождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
С другой стороны, развитие студенчества проходит в крайне сложных условиях. Современная социокультурная среда формирует кризисное сознание у значительной части студентов.
Они остро реагируют на углубление социально-экономического кризиса в стране, обнищание значительной части населения, в том числе студенческой молодежи, на политическую нестабильность.
Значительная доля российских студентов выражает неудовлетворенность условиями проживания в общежитиях, медицинским обслуживанием, состоянием системы общественного питания, материально-технической базы вузов и ссузов.
Сегодня наиболее существенной проблемой, осложняющей настроения и психологическую атмосферу в студенческой среде, является проблема социального неравенства, острой дифференциации социально-экономических условий жизни и учебы.
Участники Форума, вместе с тем, отмечают, что последовательная заинтересованность государства в решении проблем, стоящих перед студенческой молодежью, определяет ситуацию, в которой студенты, помимо каждодневного приобретения профессиональных знаний, участия в решении собственных проблем социальной, правовой, экономической защищенности, затрагивающих их быт.
Стабильность учебного процесса, занимают активную гражданскую позицию в отношении важных процессов реформирования гражданского общества, протекающих в современной России.
В свою очередь, имеет место неравноценный характер структуры базового компонента профессионального образования в учебных планах, государственных образовательных стандартах и учебных программах, что обуславливает их слабую гуманитарную насыщенность, заниженную нравственно-психологическую и ценностно-формирующую направленность учебного процесса.
Наиболее острыми проблемами российских студентов остаются:
неравенство доступа представителей различных социальных групп и регионов к качественному профессиональному образованию;
недостаточная методологическая и организационная проработанность механизмов активизации социального потенциала студенчества;
системная неоформленность мер, направленных на решение проблем студенческой занятости и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;
необходимость становления единой информационной среды в целях наиболее полного информирования студентов в области защиты их прав и соблюдения социальных гарантий.
Делегаты и участники Форума убеждены, что уровень социальной активности студенческой молодежи находится в прямой зависимости от позиции государства.
Отношения органов федеральной и региональной власти, представителей работодателей к студенческому коллективу к людям, которые определяют содержание системы профессионального образования в России.
При всем многообразии государственных структур и общественных организаций, занимающихся проблемами детей и молодежи, в рамках и за рамками существующих федеральных целевых, региональных, межведомственных, других программ, до сих пор недостаточна практика выделения студенчества как отдельного социального слоя, требующий повышенного внимания со стороны органов власти.
Существует настоятельная необходимость исправить подобное положение вещей. К студенчеству неприменимы формы и методы работы, которые справедливы по отношению к детям или к тому слою молодежи, который не находится на этапе получения профессионального образования.
Качество получаемых профессиональных знаний и соответственно уровень подготовки квалифицированных специалистов находится в прямой зависимости от того, на каком уровне будут решаться проблемы, сопровождающие студенческую жизнь.
И потому задачей государства должно стать не только решение вопросов, связанных с доступностью и качеством образования, но и всего комплекса проблем, связанных с образовательным процессом.
Делегаты II Всероссийского студенческого форума призывают политиков, руководителей предприятий и организаций, выступающих в роли представителей работодателей, работников науки и образования, здравоохранения, культуры и искусства, представителей средств массовой информации с высоким чувством ответственности отнестись к своевременному решению проблем социально-экономического и правового обеспечения студентов.
Поддержки процессов развития студенческого движения в условиях модернизации системы высшего и среднего профессионального образования России.
1.2 Участие студенчества в формировании институтов гражданского общества
На наш взгляд, важнейшей проблемой, препятствующей эффективной реализации молодежной политики в России, является отсутствие системы законодательных актов, устанавливающих базовые нормы, определяющие сущность государственной молодежной политики, социально-правовой статус молодежи в целом, и студенческой молодежи, в частности, как особой социальной группы, компетенцию органов исполнительной власти в данной области, регулирование правоотношений в этой сфере деятельности органов государственной власти Российской Федерации.
Основными проблемами в этой сфере остаются:
несовершенство существующей нормативно-правовой базы в сфере защиты прав и обеспечения социальных гарантий студентов;
отсутствие комплексного подхода на федеральном и региональном уровне к решению студенческих проблем;
отсутствие механизмов представительства интересов студентов в органах федеральной, региональной, муниципальной законодательной и исполнительной власти.
Введение...3
1. Социально-экономическое неравенство студентов..5
1.1 Социально-экономическое положение студенчества в Российской Федерации.5
1.2 Участие студенчества в формировании институтов гражданского общества....8
1.3 Предлагаемые меры..11
2. Экономическое неравенство среди студентов: социально-психологические аспекты....14
2.1 Оценка экономического положения14
2.2. Оценки уровней обеспеченности друзей и сокурсников..18
2.3 Удовлетворенность материального положения.21
3. Переживание связанные с неравенством...25
3.1. Сокрытие своего материального положения.25
3.2. Отношение студентов к тем, кто богаче, и тем, кто беднее27
Заключение...32
Список используемой литературы.34
Приложение..36
1. Собкин В. С., Писарский П. С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М.: Мин-во образования РФ, 2002. 159 с.
2. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2003. Т. 1, Вып. II. 95 с.
3. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: Центр социологии образования РАО, 2001. 320 с.
4. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Т. VI. Вып. X. М.: Центр Социологии Образования РАО, 2001 156 с.
5. О.Г Филатова. Социология: Учебник для вузов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002г 512 с.
6. Кравченко А.И. Социология и политология: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», Мастерство; Высшая школа, 2000. 312с.
7. Радаев В.В., Шкаратан О.И Социальная стратификация. М., 2001 г.
8. Социология: Учебник. / Под ред. Н.В. Лавриненко. М., 2000 г.
9. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2001.
10. Зборовский Г. Е. Орлов Г. П. Социология. М., 2001.
11. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 2000.
12. Краткий словарь по социологии. - М.:Политиздат,1999
13. Предмет и структура социологической науки, социологические исследования,2001.№-1.с.90.
14. Социология. Учебник для высших учебных заведений. Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. М.: Наука, 2002.
15. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов.-М.:ПЕР СЭ;Логос,2000.
16. Социология: Практикум. Сост. и отв. ред. А. В. Миронов, Р. И. Руденко. М., 2003.
17. Философский словарь, 2001,- под ред. И.Т. Фролова.