Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Если социализация взрослых изменяет внешнее поведение, то социализация детей и подростков формирует ценностные ориентации.
Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя речь идет об активном периоде. Это имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную мо¬дель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных.
На этапе детства число агентов социализации постоянно растет. существенно меняется программа и содержание их деятельности в сто¬рону усложнения.
На юношеском этапе (13-19 лет) - на этом «сложном», «трудном», «переходном» периоде своей жизни - подростки и молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут возникнуть параллельные системы ценностей и взгляды на мир, которые несут разные агенты социализации: родители, школа, сверстники и т.д.
На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личности, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обсто¬ятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономическая социальная и морально-психологическая самостоятельность индивида, его политическая зрелость.
Главное на данной стадии социализации - приобретение и осво¬ение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация. В процессе социализации в зрелом возрасте возможны срывы и кризисы, что обычно связано с серьезными переменами в жизни человека. Тогда может возникнуть потребность в ре социализации, то есть потребность в усвоении новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Для «переходных обществ», каким является в настоящее время Россия, характерна главным образом потребность в ресоциализации. Вместе с тем, потребность в ре социализации может возникнуть у индивида на каждом этапе жизни, независимо от общественного устройства.
Завершается процесс социализации на этапе старости, которая нередко довольно тяжело переживается людьми, особенно одинокими.
Оглавление
Введение 3
1. Понятие личности в социологии 5
2. Проблемы формирования личности в социологии 8
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами? Теории разрабатывали: Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям. Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
Я-концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)
Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).
В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.
1. Понятие личности в социологии
Существовало и существует немало попыток систематизировать социологические воззрения по решению вопроса о взаимосвязи лич¬ности и общества. Одним из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П.Монсоном . Он выделил четыре основных подхода.
Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивают свое внимание на изучении закономерностей «высо¬кого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыс¬лов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждении при такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Дюркгейма и еще раньше во взглядах Конта. Из современных течений к ней относится прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т.Парсонс) и теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф).
Огюста Конта (1798-1857) считают основателем позитивистской социологии. Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 то¬мах был опубликован в 1830-1842 годах. Творчество ученого совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые отвечали бы новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к ново¬му состоянию не может произойти, по мнению Конта, без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основ¬ной организующей силой общества .
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю .
В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, который как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой?
Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его «при¬рода» не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по-своему.
Итак, понятие «личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Личность целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
1. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.:Знание,1990.
2. Андреенкова Н.В., Воронченкова Г.А. Развитие трудовых конф ликтов в России в период перехода к рыночной экономике //Социологи ческие исследования,-1993.-
3. Ансар П. Современная социология// Социологические исследования. - 1995 г.- 12, 1996 г. - 1-2, 7-10.
4. Антонович И. И. Социология США: проблемы и поиски решений.-М.,1976.
5. Бергер П., Лукманн Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Медиум,1995.
6. Монсон П. Современная западная социология. - СПб,1992. С. 24.
7. История социологии: Учеб. пос. (Под общ. ред. А.Н.Елсукова и др..-Мн.:Высш.шк.,1997,с.35.
8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 1997,с.76.
9. Социология./Под общ. ред. Э.В.Тадевосяна.с.180-181.
10. Теория общества. Сборник //Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 1999,с.198.
11. Парк Р. Экология человека//Теория общества. Сборник (Под общ. ред.А.Ф.Филиппова,с.391.
12. Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке//Теория общества (Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. С.73.