Введение В последние годы произошли большие перемены в экономике нашей страны. Одной из существенных перемен стала либерализа¬ция внешнеэкономической деятельности. Право осуществлять сдел¬ки с иностранными партнерами получили сотни и тысячи предпринимателей — от крупных корпораций до мелких фирм и част-ных лиц, например предприятия без образования юридического лица. Наряду с товаропотоками, пересекающими границы России по линии внешней торговли, весьма значительны объемы това¬ров, перемещаемых через границы организациями и лицами в рамках туризма, служебных командировок, культурного обмена и других форм деятельности. Увеличение потока товаров, перемещающихся через границы, требует постоянного контроля со стороны государства в плане как обеспечения развития экономики, так и обеспечения безопасно¬сти граждан и самого государства. На ухудшение качества и безо¬пасности продукции все заметнее влияет увеличение сроков про¬движения товаров, чрезмерное число оптовых посредников, которые по законо¬дательству о защите прав потре¬бителей и другим федеральным законам не несут той полноты от¬ветственности за поставляемую продукцию, которая возложена на изготовителей и продавцов.[2] Поэтому центральной задачей защиты прав потребителей является создание благоприятных условий для производства и обращения высококачественных товаров. Для этого необходимо обеспечить комплекс мер по защите потребительского рынка от некачественной и опасной продукции, включая оценку эффективности применяемых законодательных и нормативных актов, разработку новых нормативных актов, формирование рыночного механизма обращения качественных и безопасных товаров. Несмотря на предпринимае¬мые меры на потребительский рынок продолжает поступать значительное количество недо¬брокачественной продукции, употребление которой наносит существенный вред жизни и здо¬ровью людей, окружающей сре¬де, Говоря о безвредности и безопасности продуктов питания, необходи¬мо особое внимание уделить пищевым добавкам. К пище¬вым добавкам относят вещества, которые вводят в продук¬ты, исходя из требований технологии для того, чтобы улучшить их вкус или внешний вид, продлить пригодность, стой¬кость и т. д. (красители, консерванты, стабилизаторы, раз¬рыхлители, подсластители, усилители вкуса, загустители и др.). [11] Сегодня сформировано единое мнение об использовании пищевых добавок: они не являются необходимыми, но без них выбор пищевых продуктов был бы намного беднее, а процесс приготовления пищи непосредственно из исходных сырьевых продуктов — более кропотливым и продолжитель¬ным, т. е. налицо заинтересованность производителей, а не потребителей продуктов питания. В продуктах питания могут использоваться только до¬бавки, допущенные к применению. Актуальность данной темы определяется тем, что в результате многогран¬ных исследований из многих тысяч веществ, которые могли бы улучшить продукты питания, отобрана и разрешена лишь незначительная часть. Этим веществам присвоены Е-номера, как подтверждение их съе¬добности и пригодности для пищевых продуктов. Однако многие пищевые добавки, которые как химические веще¬ства в природе не встречаются, т. е. являются ненатураль¬ными, а синтетическими, могут оказывать на наш организм самые различные отрицательные воздействия. Объектом изучения являются пищевые и биологически-активные добавки: их идентификация и безопасность. Поэтому цель данной работы - изучить проблемы безопасности, идентификации и таможенной экспертизы пищевых и биологически активных добавок. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: -изучить нормативно-правовое обеспечение применения пищевых и биологически-активных добавок; - изучить виды таможенных экспертиз и задачи, стоящие перед ними; -изучить виды пищевых и биологически-активных добавок и порядок их применения; -изучить вопросы правового обеспечения применения пищевых и биологически-активных добавок; - виды пищевых и биологически – активных добавок; - изучить идентификационные признаки применения пищевых добавок; -изучить вопросы таможенной экспертизы применения пищевых и биологически активных добавок. При работе над данной темой использован круг нормативно-правовой, учебной, справочной, дополнительной литературы.
Введение……………………………………………………………………………….3 1. Виды пищевых и биологически активных добавок и правовое обеспечение по их применению………………………………………………………………….6 1.1.Виды и задачи таможенных экспертиз………………………………………..6 1.2.Виды пищевых и биологически активных добавок и правовое обеспечение по их применению………………………………………..........10 2. Проблемы безопасности, идентификации и таможенной экспертизы пищевых и биологически активных добавок…………………………………….24 2.1.Проблемы безопасности, идентификации и таможенной экспертизы пищевых и биологически активных добавок…………………………………24 2.2.Анализ применения пищевых добавок на примере торгового предприятия «Торжок», г. Уссурийск………………………………………..27 Заключение…………………………………………………………………………….29 Список используемой литературы……………………………………………………32 Приложения……………………………………………………………………………34
1. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон № 29 от 02.01.2000. 2. Базарова В.И. «Исследование продовольственных товаров», М. Экономика, 1998. 3. Боровикова Л.А. «Исследование продовольственных товаров». М.: Экономика 1999. 4. Додонкин Ю.В. «Таможенная экспертиза» М, «Асадема», 2002. 5. Драмшева Т.С. «Теоретические основы товароведения продовольственных товаров», М,: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2005. 6. КоробкинаЗ.В. «Вкусовые товары», М.: Экономика, 1999. 7. Красовский П.А.,Ковалев Н.И., Стрижов С.Г «Товар и его экспертиза», М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 8. Круглякова Г. Н. «Товароведение продовольственных товаров», Ростов на Дону, «Март», 2000, 445с. 9. Ловачева Г.Н. Стандартизация и контроль качества продукции. М.:Экономика 1990. 10. Николаева М.А. «Товарная экспертиза», М. Деловая литература. 1998. 11. Николаева М.А. «Товароведение потребительских товаров», издательство «Норма», 1997. 12. Новикова А.М. «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами».М.: «Юнити», 2002 год,470 с. 14. Парамонова Т.Н. Экспресс методы оценки качества продовольственных товаров. М. Экономика,1988. 15. Петрище Ф.А. «Теоретические основы товароведения и экспертиза непродовольственных товаров», М,: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2005. 16. Райкова Е.Ю. «Теория товароведения», М.: «Асадема», 2002. 17. Родина Т.Г. «Дегустационный анализ продуктов». М.: Колос, 1994. 18. Степанова К.Н., Плотникова Т.В. Маркировка продовольственных товаров. Лекция, Новосибирск, 1995. 19. Теплов В.Н., Сероштан М.В. «Коммерческое товароведение», М.: издательский дом «Дашков и компания», 2000, 615с. 20. Федько В.П., Альбеков А.У. «Маркировка и сертификация товаров и услуг», Ростов-на –Дону «Феникс», 2000. 21. Химический состав пищевых продуктов. М.: Агропромиздат, 1987. 22. Чепурной И.П. «Идентификация и фальсификация продовольственных товаров», М,: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», второе издание, 2005. 23. Чечеткина.Н. М.,Т.И. Путилина «Товарная экспертиза», Ростов на Дону «Феникс», 2000. 24. Шепелев А.Ф. «Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров», центр «Март», 2001 год,206 с 25. Журнал «Товаровед продовольственных товаров». №7, 2005, стр. 25. 26. Правовая система нового поколения «Референт».