Введение
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии перво-начальное образование 1788 г. был зачислен в число студентов теологическо-го института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учи-телем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. Берлинского, где некоторое время был и его рек-тором.
Гегель жил в тот период, когда в ряде европейских стран уже прошли буржуазные революции.
Реакционная немецкая буржуазия в силу своей слабости и страха перед массами искала соглашения с прусской мо¬нархией: она нуждалась в эконо-мической поддержке и в за¬щите силой государственной власти от собствен-ного народа. В этих условиях передовые люди из немецкой буржуазии и ин-теллигенции, не видя за собой сколько-нибудь крупной политической силы, не отваживались на политическую борьбу и искали выход в области идеоло-гической деятельности. Но и в этой области реакционность и ограниченность господство¬вавших в Германии классов наложили неизгладимую печать на учения немецких философов. Одним из таких философов и является Гегель.
Считается, что все мировоззрение Гегеля проникнуто двойственностью, противоречивостью. Некоторые ученые его философии отмечают с одной стороны, прогрессивност гегелевского учения о развитии, с другой стороны, то обстоятельство, что Гегель отстаивал самодержавное прусское государст-во, на службе которого он состоял в качестве профессора Берлинского уни-вер¬ситета.
Цель нашего реферата является рассмотрение основных направлений в философии Гегеля.
Основной принцип философии
Гегель являлся философом-идеалистом. Он признавал источником раз-вития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную, объективную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и неза¬висимо от природы и от человека, почему и носит название объективной, аб-солютной. Только абсолютная идея представ¬ляет собой настоящую действи-тельность; реальный мир природа и общество, всё богатство мира есть лишь отраже¬ние идеи, результат её активности.
«Абсолютная идея» в своём движении проходит три основные ступени.
Во-первых, идея порождает и накопляет своё собственное богатство. Этот процесс Гегель рассматривает в своём произведении «Наука логики».
Во-вторых, идея переходит в свою противоположность, обнаруживая се-бя в материальном мире в природе. Эту ступень идеи Гегель рассматривает в «Философии природы». Природу Гегель рассматривает как инобытие идеи. Он пытается поставить в связь все явления природы.
В-третьих, развитие идеи завершается полным совпадением «мирового разума» с сотворённой им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля «абсолютным знанием». Эта третья ступень разви-тия идеи показана Гегелем в «Фило¬софии духа».
Задачу философии Гегель видел в том, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения «абсолютного разума» как единственно активной, реаль-но существую¬щей силы.
Стремясь открыть в истории человеческой мысли единый закономерный процесс, Гегель находил в развитии идей раз¬витие вещей. Но, будучи объек-тивным идеалистом, Гегель мистически объяснял развитие всей мировой ис-тории дейст¬вием некоего абсолютного разума.
По Гегелю, существо развития «абсолютной идеи» со¬стоит в том, что она в процессе своего развития будто бы создаёт, отчуждает от себя в качест-ве своего инобытия пред¬метный мир.
Как ни старался Гегель доказать, что природа является отражением идеи, он таких доказательств не нашёл. Пытаясь «доказать» зависимость ма-терии от развития сознания, он вступил в резкое противоречие с наукой. Маркс писал, что мир остался реальным и независимым от человека, хотя по Гегелю, он уже давно растворён в сознании.
Ещё русский философ Чернышевский показал, сколь от¬сталыми были взгляды Гегеля в решении основного вопроса философии.
«В подлиннике, пишет Чернышевский, Гегель оказы¬вался более по-хож на философов XVII века и даже на схо¬ластиков, чем па того Гегеля, ка-ким являлся он в русских изложениях его системы».
При всём том, что Гегель глубоко заблуждался в вопросе об отношении идей к природе, он разработкой идеалистической диалектики нанёс удар формально-логическому, мета¬физическому способу мышления. Для начала XIX в. учение Гегеля о развитии мышления играло в основном прогрессив¬ную роль.
Идеалистическая диалектика Гегеля
Исследовав развитие человеческой мысли (в сочинении «Феноменоло-гия духа»), Гегель пришёл к выводу, что разви¬тие индивидуального сознания человека на различных ступе¬нях общественной и научной жизни можно рас-сматривать как сокращённое воспроизведение ступеней, исторически прой¬денных человеческой мыслью. Изучая логику, философию природы, фило-софию духа, философию истории, эстетику, фи¬лософию права, религии, ис-торию философии, Гегель старался и каждой из этих областей «найти и ука-зать проходящую через неё нить развития. А так как он обладал не только творческим гением, но и энциклопедической учёностью, то его появление везде составило эпоху.
Гегель критиковал формальную, метафизическую логику, вскрывая её пустоту, бессодержательность. Встав на точку зрения этой логики, указывает он, учёный должен был бы ограничиваться абстрактным повторением: пред-мет равен самому себе, А = А, человек есть человек, растение есть растение. Если бы наука ограничилась подобным решением всех вопросов, она никогда не сделала бы ни одного нового открытия, а вечно топталась бы на одном месте.
По Гегелю всякое развитие совершается в силу борьбы внутренних про-тивоположностей, заключённых в понятиях. Гегель рассматривает каждую идею в развитии. Формальная же логика видит причину движения не в самом предмете или понятии, а за их пределами.
Например, с точки зрения учёных XVII-XVIII вв., сила одно, материя нечто совсем другое: сила источ¬ник движения, материя пассивное начало, в которое извне привносится движение. Мир как бы раздваивается на сторо-ну активную, лежащую вне материи, и на сторону пассивную, г. е. мате-рию.
Только там, где противоречия рассматриваются не как внешние, чуждые друг другу, где «сила» выступает не как посторонняя для предмета, а составляет его собственное со¬держание, только там, по Гегелю, «царство рассудка» заме¬няется «царством разума». Диалектика свойственна дея¬тельности «разума», в отличие от деятельности «рассудка». Разум уже не чуждается противоречий, а, наоборот, отыски¬вает и открывает их. Разум не рассматривает противополож¬ные стороны и тенденции как самостоятельно выступающие, не зависимые друг от друга, но соединяет их в единст-ве.
Разум берёг не конечные, отделённые друг от друга по¬нятия, как это де-лает «рассудок», а целостное и гармонично развитое богатство идеи. В этом смысле разум, в противопо¬ложность «рассудку», не может ошибаться. По-скольку в ра¬зуме уже заключена вся действительность, вся полнота бы¬тия, постольку, познавая пещи, разум тем самым познает себя. Вот почему по-знание, по учению Гегеля, равно само¬сознанию разума.
Введение
Основной принцип философии
Идеалистическая диалектика Гегеля
«Феноменология духа»
«Наука логики»
Противоречие метода и системы в философии Гегеля
Общественные взгляды
Заключение
Список использованной литературы
Александров Г.Ф. История западно-европейской философии М., 2004.
Гегель. Сочинения, т.VII М., 1978.
Гегель. Феноменология духа СПб, 2001.
Гульга А. Гегель М., 2004.
Каримский А.М. Философия истории Гегеля М., 1988.
Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX века М., 2003.
Овсянников М.Ф. Философия Гегеля М., 2002.
Плотковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве М., 2007.