1.Опишите системы социальной стратификации, существовавшие в Западной Европе в ХШ-XVII вв. и в России во второй половине XIX в. Покажите черты сходства и различия
Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства - восточной деспотии - стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным. Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX в.Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наседовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Разрешалось убивать его. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке.Сословия. Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV в., люди разделялись на сословия. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV-XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии. Российское дворянство. Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию - дворянству. В чем конкретно это выражалось? Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как «генерал», «статский советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-секретарь», «превосходительство» и «светлость».Мундиры - официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их. Ордена - вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляло собой частный случай мундира, а собственно орденский знак - обычное дополнение любой форменной одежды. Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин - ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. 24 января 1722 г. Петром I в России была введена новая система титулов, правовой основой которой послужила «Табель о рангах». С тех пор «чин» получил более узкое значение, относящееся только к государственной службе. Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов. Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе надо было прослужить известный миниму лет (в низших 3-4 года). Высших должностей было меньше, чем низших. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».К государственной службе допускалось лишь дворянство - поместное и служилое. То и другое было потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в сознании постепенно формировались чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей которой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами семей) равнялась в середине XIX в. 1 млн.Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством. Официальное признание таких заслуг выражалось общим титулом всех дворян - «ваше благородие». Частный титул «дворянин» в быту не употреблялся. Его заменой служил предикат «господин», который со временем стал относиться к любому другому свободному сословию. В Европе использовались иные замены: «фон» при немецких фамилиях, «дон» при испанских, «де» при французских. В России данная формула трансформировалась в указание имени, отчества и фамилии. Именная трехчленная формула применялась только в обращении к благородному сословию: пользование полным именем являлось прерогативой дворян, а полуимя считалось признаком принадлежности к неблагородным сословиям. В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигаемый и приписываемый титулы. Наличие родословной указывало на приписываемый статус, а ее отсутствие на достигаемый. Во втором поколении достигаемый (пожалованный) статус превращался в приписываемый (наследованный). 1.3. Классовая система Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей что называется приписывали к той или иной социальной страте.В классовом обществе дело обстоит иначе. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер - общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения.
1.Опишите системы социальной стратификации, существовавшие в Западной Европе в ХШ-XVII вв. и в России во второй половине XIX в. Покажите черты сходства и различия
2. Раскройте взгляды Л.Уорнера на социальное неравенство.
3. Кого называют словом «интеллигенция»? Постройте стратификационный профиль представителей различных групп, составляющих интеллигенцию в современной России. Покажите место интеллигенции в стратификационной пирамиде современной России.
4. Что такое «малая группа»? Назовите основные формы малых групп, покажите их структуру и особенности. Чем отличается социальное взаимодействие в малой группе от взаимодействия в большой группе?
5. Перечислите основные положения теории Т.Р.Мальтуса, назовите ее сильные и слабые стороны.
6. Объясните исторические причины возникновения и распространения полигамных и моногамных браков.
7. Объясните ролевое поведение мужа и жены в российской и американской культурных традициях, выявите черты сходства и различия.
8. Опишите конфессионально-этнический состав населения России.
9. Перечислите и кратко охарактеризуйте социальные последствия НТР.
10.Какие факторы будут оказывать воздейст вне для формирования социально-психологического климата в коллективе? Какие параметры должен учесть социолог при характеристике этого климата?
11.Опишите основные теории лидерства.
12.Какие проблемы в маркетинге можно решить при помощи социологических исследований?
13.Что такое «слухи» и «сплетни»? Назовите причины, способствующие возникновению и распространению слухов и сплетен.
14. В последние годы появились утверждения, что Интернет не только стал одним из средств массовой информации, но постепенно оттесняет на второй план все остальные СМИ. Докажите или опровергните это утверждение.
15. Какие социальные функции реализует церковь? Объясните причины быстрого роста популярности религиозных культов в современной России.
Список литературы
1. Андрющенко В.П. Социология: наука об обществе. Харьков, 1996.
2. Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.:ЮНИТИ, 1994.
4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.:Интерпракс, 1995.
5. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М.: Мысль, 1973.
6. Попов Г.Х. Проблемы теории управления. М.: Экономика, 1994.
7. Поспелов Д.А. Ситуационное управление. М., 1986
8. Пригожий А.И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983
9. Пригожий А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980.
10. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995.
11. Человек и его работа / Под ред. А.Г.Здравомыслова, В.П.Рожина, В.А.Ядова. М.: Мысль, 1967.
12. Фролов С.С Социология организаций. М, 2004.
13. . Щербина В.В. Социология организации. Словарь-справочник. М.: Союз, 1996.
14. . Щербина В.В. Социология организаций // Социология труда / Под ред. Н.И.Дряхлова, А.И.Кравченко, В.В.Щербины. М., 1993.
15. . Щербина В.В. Что такое организационная экология // Социологические исследования. 1993, №2.