Резюме
Рыночная экономика ставит перед экономическим субъектом задачу наращивания капитала и успешного функционирования в ближайшем и отдаленном будущем. Эта задача предопределяет его поведение на рынке товаров и ресурсов, диктует стратегию предпринимательской деятельности, нацеливает на экономию издержек, выявление внутрипроизводственных резервов. Выполнение этой задачи, решаемой в системе управления экономическим субъектом, в конечном итоге обеспечивает повышение эффективности его деятельности, что проявляется в получении экономической прибыли собственного источника расширенного воспроизводства, необходимого для создания конкурентных преимуществ, упрочения его финансового положения, удовлетворения интересов всех участников бизнеса.
Необходимость обеспечения эффективной деятельности в условиях рыночных отношений выдвигает на первый план проблему получения в организации и ее подразделениях достоверной информации для целей управления, поиска внутренних резервов и оценки инвестиционной привлекательности организации.
Работая над данной темой я изучила вопросы теории и методологии оценки эффективности функционирования экономического субъекта. В частности, понятие экономической эффективности рассматривали в разное время за рубежом Э.Дж. Долан и Д.Е. Линсдей, К.Р. Макконелл и С.Л. Брю, В. Парето, П. Самуэльсон и другие; проблемы оценки эффективности методами финансового анализа исследовал Э. Хелферт. В России (СССР) концепция экономической эффективности исследовалась С.А. Бартеневым, А.С. Булатовым, Э.И. Крыловым, Л.Э. Кунельским, В.В. Новожиловым, Т.С. Хачатуровым и другими учеными; вопросы анализа эффективности деятельности предприятия исследовались А.Д. Шереметом, Г.В. Савицкой и другими.
До настоящего времени проблема разработки методологии оценки эффективности деятельности российских организаций остается нерешенной.
До работы над темой мне были знакомы положения В общем виде под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию.
Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой фирмы. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка.
Характер целей фирмы определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится ее деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
В каждой отрасли промышленности размер фирмы должен определяться оптимальными размерами производства, условиями транспортировки сырья и готовой продукции и рядом других факторов, связанных с размещением предприятия.
Под оптимальными размерами производства следует понимать такие размеры производства, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат и максимально возможной эффективностью.
Современная трактовка фирмы как совокупности взаимовыгодных контрактов обязывает уделять особое внимание в изучении теории организаций трансакциям и трансакционным издержкам.
Я согласна с положениями, проанализированными мной в данной работе.
Резюмируя отмечу, что экономическая эффективность представляет собой основополагающую экономическую категорию рыночной экономики, которая применяется для характеристики успешности функционирования отдельных экономических субъектов, отраслевых рынков и национальной экономики в целом. В связи с тем, что в основе понятия «экономическая эффективность» лежит соотношение «выгоды-издержки», а также имея в виду английский термин «efficiency», применяемый в экономической литературе для этого термина, предложено концептуально определить его содержание как «экономичность». В рамках неоклассической маржиналистской экономической теории понятие экономической эффективности не является однородным, а состоит, в свою очередь, из понятий аллокационной и производственной эффективности. Выявлено, что аллокационная эффективность, или эффективность в распределении, характеризует состояние рынка, на котором экономический субъект совершает сделки, то есть, по отношению к нему становится характеристикой внешней среды его функционирования. Поэтому аллокационную эффективность следует рассматривать не на уровне отдельного экономического субъекта, а как следствие совокупной рыночной активности всех участников рынка, пытающихся максимизировать (оптимизировать) цены. С другой стороны, понятие «производственная эффективность» характеризует использование отдельным экономическим субъектом ограниченных ресурсов общества; ее основным содержанием является минимизация предельных общественных издержек на основе применения наиболее современных технологий. То есть, эффективность в производстве характеризует состояние внуренней среды экономического субъекта.
Содержание
Резюме 3
Введение 5
1. Экономическая природа фирмы 6
1.1. Теория фирмы. Фирма как планомерный агент 6
1.2. Функции и стратегия фирмы 11
2. Среда фирмы: функции и цели 12
3. Эффективность деятельности фирмы на рынке 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Список использованной литературы
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001, 208с.
2. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. М.: Инфра-М, 2007, 464с.
3. Кураков Л.П. Экономическая теория. М.: МПСИ, МОДЭК, 2007, 1072с.
4. Линдерт В.Х.. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996, 236с.
5. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. М.: Инфра-М, 2008, 797с.
6. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. СПб.: Владос, 2005, 520с.
7. Панфилова Е.Е., Кнышова Е.Н. Экономика организации: Учебник. М.: Форум, 2004, 336с.
8. Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России: теория и практика. Учебник. М.: Инфра-М, 2005, 320с.
9. Рыночная экономика: Словарь / Под ред. Г.Я. Кипермана. М.: - Республика, 1999, 524с.
10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. М.: НОРМА, 2002, 456с.
11. Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие / Под ред. действ. члена Акад. инвестиций РФ, д-ра эк. наук, проф. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2005, 479с.
12. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006, 718с.
13. Экономическая стратегия фирмы. Учебное пособие / Под ред. проф. Градова А. П.. - СПб.: Специальная литература, 2008, 414с.