Возникновение категории бытия
Любая философская категория выражает лишь один из "срезов" действительности. Но это самый общий срез, имеющий отношение ко всем многообразным формам предметов и явлений. Бытие - самая общая философская категория. Иметь бытие - значит существовать. Существуют конкретные предметы и явления, их свойства и отношения. Существуют материальный и духовный миры. С помощью категории бытия не может быть раскрыто все богатство и многогранность явлений, но рассматривается лишь одна из их сторон, а именно причастность к Универсуму, ко всему существующему. Но философия не ограничивается лишь констатацией существования мира. Ее интересует анализ природы бытия и универсальной связи его элементов, соотношение бытия и конкретных форм его существования. Первые подходы к пониманию единства мира, его целостности, поиски его основ и управляющих им закономерностей намечаются уже в философии Древней Индии. Так, в "Ригведе" говорится: "Едино то, что стало всем". Это единое существовало, когда не было неба и земли, смерти и бессмертия. Но мы не знаем, откуда возникло это мироздание, кто его создал. В "Упанишадах" создателем этого мира признается Атман, из которого возникли пространство, ветер, огонь, вода, земля, растения, животные и человек. Из сущего возникает несущее как мир конкретных предметов. В философии великого китайского мыслителя Лао-цзы основой мира и его началом признается дао. Оно бестелесно, бесконечно, но именно его превращения - "врата рождения" всех воспринимаемых человеком вещей.
Появление категории "бытие" относят к истокам философского мышления, которое соответствовало требованиям рациональности и могло успешно преодолевать недостаточные объяснительные возможности мифологии. Впервые этот термин предложил древнегреческий философ элейской школы Парменид. Для этого периода характерен кризис мифологического мировоззрения. Люди начали терять веру в традиционных богов, которые для них были гарантами порядка и стабильности в мире. Человек утрачивал опору, ощущение надежности, защиты, уверенности в достижении своих целей. Если в мире нет порядка, то как можно быть уверенным в том, что зажженный огонь принесет тепло, а не сожжет все, находящееся вблизи его? Подобные размышления порождали пессимизм и отчаяние. Человек почувствовал себя одиноким, заброшенным в этот мир, вынужденным барахтаться в нем без всякой надежды на помощь и поддержку со стороны высших сил.
Обращение Парменида к понятию "бытие" стало реакцией на эту кризисную мировоззренческую ситуацию. В его поэме "О природе" выделяются основные характеристики бытия. Там говорится, что "нерожденным должно оно быть и негибнущим также". И нельзя сказать, что его не было или не будет. Оно едино, Его не может быть больше или меньше, "но все наполнено сущим", "нет и не будет другого сверх бытия ничего". Здесь же говорится о тождестве мысли и бытия. "Можно лишь то говорить и мыслить, что есть". "То же самое - мысль и то, о чем мысль возникает, ибо без бытия, о котором ее изрекают мысли, тебе не найти" .
Абсолютная мысль, которая обеспечивает порядок и стабильность этого мира, дает человеку ощущение надежности его существования. Этот Абсолют называется также божеством, Судьбой, Вечностью. Он гарантирует существование необходимости, порядка, который не может внезапно измениться. Поэтому человек может надеяться получать ожидаемые результаты своих действий и нет оснований для отчаяния и пессимизма. Но бытие для Парменида - это не мир явлений, воспринимаемых человеком с помощью органов чувств. Это нечто, стоящее за ними, обеспечивающее их существование и порядок. Оно едино, неизменно, представляет собой всю возможную полноту совершенства, которое выражается прежде всего как Истина, Добро, Благо, Свет.
Содержание:
Введение 3
Возникновение категории бытия 4
Проблема бытия в европейской философии 7
Современное понимание и гносеологические перспективы категории бытия 11
Существование, бытие и социальная реальность 13
Заключение 19
Список литературы 20
Введение
«Философская категория бытия» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии.
Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира природного и человеческого.
Вопрос о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Бытие как исходная первичная характеристика мира - слишком бедное и слишком широкое понятие, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями.
Немецкий философ Л. Фейербах утверждал, что человек под бытием понимает наличность, для-себя-бытие, реальность. Бытие - все то, что существует тем или иным способом. Таков первый и, казалось бы, очевидный ответ. Однако, несмотря на очевидность, а также на два с половиной тысячелетия размышлений об этой очевидности, философский вопрос о бытии по-прежнему остается открытым.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Аверинцев С.С., Гайденко П.П., Гегель Г.Ф., Сартр Ж.П., Хайдеггер М. и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть «бытие» как философскую категорию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать возникновение категории «бытие»;
Рассмотреть основы проблем бытия в европейской философии;
Систематизировать и обобщить существующее современное понимание и перспективы категории бытия.
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о существовании, бытии и социальной реальности
Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Название параграфов отображает их содержание.
Список литературы:
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник, изд. второе, переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2003. С. 342.
3. Аристотель. Сочинения в 4- х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 9.
4. Бытие. Методические рекомендации к семинарским занятиям по философии для аспирантов. Пущино, 2003.
5. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии, 2002. № 3.
6. Гегель Г. Наука логики. М., 1970. Т. I.
7. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук (учение о бытии). М., 1974.
8. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.
9. Кант И. Соч.: В 6 т. M., 2005. Т. 4.
10. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания: Учебник. М., 1998.
11. Основы философии / Горшков В.А. ред., Медведев Н.П., Агамов А.А. Ставрополь: СтГТУ, 2006. С. 61, 62.
12. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1.
13. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2.
14. Сартр Ж.П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. № 3.
15. Скворцов А.В. Культура самосознания. Человек в поисках своего бытия. М., 1989.
16. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии, 2003. № 4. С. 89-105.
17. Философия в вопросах и ответах // Учебное пособие. Ставрополь: СтГТУ, 2003. С. 91-273.
18. Философский словарь. Изд. пятое. М.: Политиздат, 1986.
19. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1995.
20. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10.
21. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.