Введение. Античная философия является "школой философского мышления для всех последующих времен", поскольку в ее многообразных формах "уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". То же самое можно с полным основанием отнести к этике, т.к. именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этического комплекса. Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей". Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум "правит миром" античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения – стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения. Этические учения Древней Греции. Основное направление развития античной этики связано с переходом от провозглашения власти всеобщего над человеком (Семь греческих мудрецов) к идее единства индивида и государства, предполагающей обоснование самоценности человека (Сократ, Платон, Аристотель), и, наконец, к противопоставлению человека миру социального бытия, выработке рецептов для ухода в свой собственный, внутренний мир (эпикуреизм, стоицизм). Сократ родился в Афинах (469-399 до н.э.) в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. Получил начальное образование. В возрасте восемнадцати лет был удостоен звания гражданин Афин. Пройдя начальную воинскую подготовку, новый гражданин занялся обработкой камня. Сократ обладал отталкивающей внешностью: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, приплюснутым и вздернутым носом, широкими ноздрями, толстыми губами, большой лысой головой. Всем своим видом он как бы насмехался над греческим идеалом мужской красоты. Но общавшиеся с Сократом люди быстро переставали обращать на внешность внимание, поддаваясь обаянию его личности. Сократ трижды принимал участие в военных компаниях. Политикой, званиями, чинами не интересовался, так как его демон (внутренний голос) запрещал ему политическую деятельность. Женился Сократ поздно, когда ему было далеко за сорок. У Сократа было трое сыновей. Семья Сократа жила крайне бедно, в чем был повинен глава семейства. Домашним делам он предпочитал философские беседы с первым, попавшимся на улице человеком. В конце жизни его мучило противоречие между долгом перед семьей и ответственностью за «философский» образ жизни. Бедность Сократа была легендарной. Недруги упрекали Сократа за то, что он живет хуже раба, друзья же предлагали разнообразную помощь. Однако Сократ отвергал и помощь и подарки. В марте 399 г. до н.э. против Сократа было возбуждено уголовное дело. Обвинение содержало три пункта: 1) безбожие Сократа; 2) введение им каких-то новых божеств (имелся в виду демон Сократа, то есть, его внутренний голос); 3) развращение молодежи. Суд признал Сократа виновным и приговорил его к смертной казни. Сократу было предложено выпить чашу с ядом. Приговор был приведен в исполнение не сразу, а спустя месяц. Отсрочка была связана с празднествами в честь бога Аполлона. Друзья готовили побег, но философ отказался бежать. Он говорил, что побегом отверг бы все идеи, которые проповедовал ранее. Прощаясь, Сократ сказал перед смертью друзьям: « Но уже пора идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а что из этого лучше – никому не ведомо, кроме бога».
Введение Этические учения Древней Греции Вывод Список используемой литературы
1. А.Б. Глаголев перевод, изд – во «Владимир Даль», 2002. 2. Л. Е. Балашов. Этика. Учебное пособие — М., 2003. — 137 с. 3. Некрасов А.И. Этика: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2003. – 400 с. 4. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. —М.: Мысль, 1979. —372 с., ил.