ВВЕДЕНИЕ Сущность и экономическое содержание заработной платы, по мнению многих экономистов, является одним из наиболее принципиальных вопросов экономической теории. Заработная плата как экономическое явление возникла на определенной стадии развития товарного производства, когда в результате совершенствования экономических отношений сформировался класс собственников средств производства. Следствием формирования такого класса стало появление в обществе наемных работников, с одной стороны, и предпринимателей, то есть владельцев средств производства, с другой. Заработная плата и стала тем экономическим средством, которое соединило интересы как ищущих работу, так и предлагающих работу. Как экономическая категория «заработная плата» является сложной категорией. В настоящее время в специальной литературе, посвященной данной проблеме, встречаются различные определения данного термина. Проблема заработной платы актуальна в настоящее время. Внедрение в экономическую систему заработной платы значимо для развития общественных отношений и человеческого прогресса. Заработная плата является основным источником дохода работников, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и мерой потребления. В том случае, когда заработная плата, с одной стороны, обеспечивает достойное существование работнику и членам его семьи на уровне общественно необходимого удовлетворения потребностей семьи работника, а с другой стороны, соответствует общественно необходимым затратам на рабочую силу, приносящим необходимую прибыль, она в равной степени отражает интересы сторон и создает условия для формирования цены рабочей силы. В Республике Беларусь, в связи с наличием ряда факторов, не позволяющих обеспечить объективную оценку рабочей силы непосредственно на рынке труда, используется механизм регулирования заработной платы, включающий как стихийные регуляторы спроса и предложения на рынке труда, так и государственное воздействие на оплату труда, дополненное коллективно-договорным регулированием. Однако, как показывает опыт, рынок дает далеко не безупречные критерии развития с позиции интересов общества. В частности, он усиливает расслоение общества по доходам, не обеспечивая социальную защиту. Заработная плата в нашей стране еще не выполняет роли регулятора пропорций занятости, цена рабочей силы, особенно высококвалифицированной, занижена. Таким образом, в новых условиях хозяйствования важнейшими задачами учета труда и заработной платы являются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдачи на руки), своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей анализа, оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с бюджетом, с фондом социальной защиты населения и фондом занятости. Ревизия и аудит труда и расчетов с персоналом по оплате руда устанавливает соблюдения порядка обеспечения оперативного контроля за качеством и количеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера. В связи с этим цель данной курсовой работы – изучить методологию организации и проведения проверки расчетов с персоналом по оплате труда. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить формы и системы оплаты труда и их влияние на организацию бухгалтерского учета и контроля расчетов с персоналом организации; - дать характеристику нормативно-правовому регулированию и информационному обеспечению проверки организации расчетов с персоналом по оплате труда; - дать организационно-экономическую характеристику и оценку состояния внутреннего контроля в организации; - провести планирование и организацию проведения проверки расчетов с персоналом по оплате труда; - провести проверку законности и документальной обоснованности расчетов с персоналом по оплате труда; - провести проверку правильности начисления основной и дополнительной оплат труда, а также выплат социального характера; - провести проверку правильности удержаний из заработной платы и своевременности расчетов с юридическими и физическими лицами; - провести проверку полноты, правильности и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда, достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по оплате труда; - провести проверку документального оформления материалов контроля организации расчетов с персоналом по оплате труда; - охарактеризовать особенности проведения проверок налоговыми органами: порядок проведения, ответственность, обязанности и права субъектов хозяйствования при проверках; - определить документальное оформление договорных отношений заказчика для оказания аудиторских услуг по обязательному аудиту и специальному заданию; - провести планирование и применить методики аудита расчетов с персоналом по оплате труда; - рассчитать аудиторскую выборку, уровень существенности, аудиторский риск; - документально оформить результаты аудита по специальному аудиторскому заданию правильности организации расчетов с персоналом по оплате труда; - документально оформить результаты обязательного аудита с целью подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Предметом курсовой работы является комплекс теоретических, методических и практических вопросов проверки учета расчетов с персоналом по оплате труда. Объект исследования - расчеты по оплате труда торгового предприятия СУП «Ханчицы-Неман». Методологической и теоретической базой исследования послужили академические труды белорусских, российских и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета, финансового анализа и управления, ревизии и контроля, законодательные и нормативные акты Республики Беларусь. В процессе проведения исследования изучены также международные стандарты финансовой отчетности. Метод проверки – совокупность различных приемов документального контроля, а также группировка, синтез. Источниками данных для контроля расчетов с персоналом по оплате труда являются следующие документы: 1) первичные документы по учету расчетов с персоналом по оплате труда; 2) регистры синтетического и аналитического учета; 3) бухгалтерская отчетность; 4) статистическая отчетность; 5) прочие документы, освещающие вопросы учета расчетов с персоналом по оплате труда в исследуемой организации. 1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 1 Характеристика расчетов с персоналом по оплате труда Связи с переходом страны к рыночной экономике вопрос заработной платы стал весьма актуальным. В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы: 1) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения [28, c. 55]; 2) заработная плата - это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы [32, c. 114]. Концепция заработной платы как денежного выражения стоимости товара «рабочая сила» разработана Марксом К. В основу он заложил положение о разграничении понятий «труд» и «рабочая сила» и обосновал, что труд не может быть товаром и не имеет стоимости. Товаром является рабочая сила, обладающая способностью к труду, а заработная плата выступает в качестве цены этого товара в виде денежного выражения стоимости. Рабочий получает оплату не за весь труд, а только за необходимый труд. Экономическая природа заработной платы состоит в том, что за счет этого дохода удовлетворяются материальные и духовные потребности, обеспечивающие процесс воспроизводства рабочей силы. Маркс К. установил, что величина заработной платы не сводится к физиологическому минимуму средств существования, она зависит от экономического, социального, культурного уровня развития общества, а также от уровня производительности и интенсивности труда, его сложности и от рыночной конъюнктуры [26, c 79]. Стоимость рабочей силы имеет качественную и количественную стороны. Качественная характеристика стоимости рабочей силы заключается в том, что она выражает определенные производственные отношения, а именно продажу рабочим своей рабочей силы и покупку ее с целью увеличения прибыли. С количественной стороны стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для того, чтобы произвести, развить и сохранить рабочую силу. Существуют следующие функции заработной платы: - функция распределения, - социальная, - стимулирующая (мотивационная) функция. Функции распределения передаются непосредственным производителем или частному владельцу предприятия. Только собственник вправе самостоятельно распоряжаться средствами производства и результатами труда. Принятие законов о собственности, о предпринимательстве и других окончательно определило судьбу централизованно устанавливавшихся ранее механизмов формирования заработной платы. В новых условиях децентрализованная форма распределительных отношений ориентируется на стоимостные показатели, конкуренцию на рынке и отражает финансово-рыночное положение предприятия [35, c. 341]. В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь заработная плата – совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. (Это периоды: приема пищи на рабочем месте, перерывы для кормления ребенка, дополнительные специальные перерывы на отдельных видах работ) [9]. Оплата труда – это один из элементов трудового правоотношения и, заключая трудовой договор, работник договаривается о конкретном размере оплаты труда. В практике организации оплаты труда используются две формы оплаты труда – сдельная и повременная. Повременная форма оплаты труда применяется для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих, рабочих в отраслях экономики на тех производственных участках, где: - индивидуальная выработка не зависит от рабочего, а определяется самим технологическим процессом; - невозможно или экономически нецелесообразно устанавливать конкретные нормы выработки; - важнее стимулировать высокое качество выпускаемой продукции, а не рост выработки. Эффективность применения повременной формы оплаты труда должна обусловливаться максимально правильным использованием норм обслуживания и нормативов численности, а также рабочих в соответствии с их квалификацией и учетом отработанного времени. Сдельная форма оплаты труда, как правило, применяется в организациях, где основной целью является увеличение реализации. Сдельная и повременная формы оплаты труда подразделяются на системы. Система оплаты труда – это способ исчисления величины заработной платы, которая подлежит выплате работнику за результаты затраченного им общественно необходимого труда. Повременная форма оплаты труда подразделяется на системы: повременно-премиальная и простая повременная. Простая повременная система предусматривает расчет заработка только исходя из установленной тарифной ставки за фактически отработанное время. При повременно-премиальной системе оплаты труда работник сверх заработка по тарифной ставке за фактически отработанное время дополнительно получает премию за выполнение определенных количественных и качественных показателей. Сдельная форма оплаты труда подразделяется на системы: простая сдельная, косвенная, сдельно-премиальная, аккордная, сдельно-прогрессивная. При простой сдельной заработной плате оплата производится за каждую единицу произведенной продукции определенного качества с учетом сложности и условий труда по заранее установленным расценкам. На практике чаще применяется сдельно-премиальная оплата труда, предусматривающая премирование рабочих за выполнение и перевыполнение индивидуальных количественных и качественных показателей работы. При сдельно-прогрессивной системе, оплата труда рабочих в пределах устанавливаемой исходной нормы производится по прямым сдельным расценкам, а сверх данной нормы – по повышенным. Косвенная сдельная система применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих, обслуживающих технологическое оборудование, размер заработной платы которых ставится в зависимость от достигнутых результатов труда рабочих сдельщиков, оборудование которых они обслуживают. Аккордная система – это одна из разновидностей сдельной формы заработной платы, при которой размер оплаты труда устанавливается исходя из действующих норм выработки и сдельных расценок на, весь комплекс работ. Государственный контроль за соблюдением законодательства о заработной плате осуществляется инспекциями по труду при совместном участии профсоюзов, реализующих функции общественного контроля в сфере социально-трудовых отношений. Предусмотренный законом порядок разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров должен гарантировать быстрое и реальное их рассмотрение в отношении всех трудящихся. Основная задача контроля расчетов по оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и выявление злоупотреблений. Задачи контроля расчетов по оплаты труда: 1) проверка правильности составления и своевременного поступления документов по заработной плате; 2) проверка соответствия начисленных сумм заработной платы количеству и качеству выполненной работы, установленным расценкам и системам премирования; 3) проверка правильности включения заработной платы в расходы по реализации, распределения заработной платы производственных рабочих между отдельными видами изделий, заказов; 4) проверка соблюдения штатной дисциплины, то есть правильность принятия лиц на работу и установлением им должностных окладов в соответствии со штатными расписаниями и действующими схемами должностных окладов; 5) контроль за правильностью использования фондов заработной платы, организации и оплаты труда на предприятии. Таким образом, заработная плата как экономическая категория выполняет одну из основных функций воспроизводства рабочей силы. Чтобы заработная плата выполняла свою стимулирующую функцию, должна существовать прямая связь между ее уровнем и квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, степенью ответственности [4, c. 56]. Рассматриваемую категорию можно определить следующим образом. Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (часть чистой продукции), выплачиваемой нанимателем работнику за выполненную работу. В Республике Беларусь выделяют две основные формы оплаты труда: сдельную и повременную. Основой организации заработной платы в Республике Беларусь выступает тарифная система. Достоинства тарифной системы оплаты труда заключаются в том, что она позволяет качественно оценить труд, служит основой организации заработной платы рабочих, строится в зависимости от условий труда, квалификации работников и формы оплаты труда, является эффективным инструментом его нормирования 1.2 Нормативно – правовое регулирование учёта и контроля расчетов с персоналом по оплате труда Для учета расчетов с персоналом по оплате труда и их контроля необходимо руководствоваться следующими нормативными документами: - Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 г. № 57-З [1] определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета. Данный нормативно-правовой акт устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь, права и обязанности руководителя по ведению бухгалтерского учета, первичные учетные документы и другое; - Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12.07.2013 г. № 56-З) [2] определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности; - Закон Республики Беларусь «О комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» от 01.07.2010 г. № 142-З (ред. от 11.05.2016 г. № 177-З) [3] определяет правовые и организационные основы деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов, устанавливает полномочия, права и обязанности, гарантии правовой и социальной защиты работников Комитета государственного контроля и его территориальных органов; - Декрет Президента Республики Беларусь от 27.03.1997 г. № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» (с изменениями от 23.01.2009 г. № 2) [4] определяет размер норматива отчислений премии на затраты предприятий, а также порядок использования стимулирующих выплат в пределах размеров норматива; - Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50 (ред. от 20.12.2012 г. № 77) [5] содержит полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета операций по оплате труда; - Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику в случаях, предусмотренных законодательством: Утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (в ред. постановления от 26.03.2013 г. № 26) [6] определяет единый порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время трудового и социального отпусков, для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, выходного пособия, пособия по безработице, оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, вынужденного прогула; - Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 г. № 71-З (с изм. и доп. от 31.12.2013 г. № 96-З) [7] устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством; - Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 г. № 115 (в ред. постановления от 14.12.2013 г. № 1083) [8] содержит закрытый список видов выплат, на которые не начисляются взносы в ФСЗН; - Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296-З (в ред. Закона от 05.01.2013 г. № 16-З) [9] регулирует трудовые и связанные с ними отношения; развитие социального партнерства между нанимателями, работниками и органами государственного управления; устанавливает и защищает взаимные права и обязанности работников и нанимателей; - Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [10] (в ред. Указа от 28 июля 2014 г. № 381) определяет порядок организации контрольной деятельности, порядок проведения проверок контролирующими органами; - Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» [11] направлен на расширение прав нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности; - Национальных правила аудиторской деятельности «Обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности»: Утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.12.2013 г. № 92 [12] определяют единые требования к аудиторским организациям, аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при проведении обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности лиц, в отношении которых в соответствии с законодательством оказываются аудиторские услуги. - Национальные правила аудиторской деятельности «Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности»: Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 203 (ред. от 30.12.2013) [13] устанавливают единые требования к действиям аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при получении сведений о деятельности и системе внутреннего контроля аудируемого лица, а также при оценке риска существенного искажения его бухгалтерской (финансовой) отчетности в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. - Национальные правила аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги" и внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 82»: Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.12.2007 № 189 (ред. от 30.12.2013) [14] определяют принципы аудиторской деятельности, обязательные для соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг. Данные принципы являются базовыми и не направлены на решение всех этических проблем, которые могут возникнуть в ходе оказания аудиторских услуг. - Национальные правила аудиторской деятельности (вместе с "Национальными правилами аудиторской деятельности "Анализ прогнозной финансовой информации"): Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 05.12.2003 № 165 (ред. от 30.12.2013) [15] определяют порядок проведения аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, анализа прогнозной финансовой информации лиц, в отношении которых в соответствии с законодательством оказываются аудиторские услуги. - Национальные правила аудиторской деятельности и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь" (вместе с "Национальными правилами аудиторской деятельности "Отражение в аудиторском заключении событий, произошедших после отчетной даты"): Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 24.06.2003 № 100 (ред. от 30.12.2013) [16] определяют порядок действий аудиторской организации, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, по выявлению и оценке при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица событий и фактов хозяйственной деятельности аудируемого лица, произошедших после отчетной даты. - Национальные правила аудиторской деятельности "Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности"): Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 05.09.2002 № 124 (ред. от 30.12.2013) [17] устанавливают требования к аудиторским организациям, аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в отношении проверки в ходе аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица начальных и сопоставимых данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 в ред. постановления Минфина от 30.12.2013 № 93). - Национальные правила аудиторской деятельности "Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства", внесении изменения и дополнения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 82 и признании утратившими силу отдельных положений постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам аудиторской деятельности": Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2006 № 33 (ред. от 10.12.2013) [18] устанавливают единые требования к действиям аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при выявлении в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также фактов несоблюдения аудируемым лицом законодательства Республики Беларусь. - Национальные правила аудиторской деятельности "Получение аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях": Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.09.2005 № 115 (ред. от 10.12.2013) [19] устанавливают единые требования к порядку получения аудиторских доказательств аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в отношении отдельных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности и некоторых случаях раскрытия информации. - Национальные правила аудиторской деятельности "Оценка риска и внутренний контроль в условиях компьютерной обработки данных"): Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.03.2004 № 38 (ред. от 10.12.2013) [20] определяют риски аудиторской организации, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, возникающие при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, обусловленные влиянием системы компьютерной обработки данных. - Национальные правила аудиторской деятельности "Использование результатов работы другой аудиторской организации"): Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2001 № 106 (ред. от 10.12.2013) [21] определяют действия аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в случаях, когда аудиторская организация проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей показатели одного или нескольких обособленных подразделений аудируемого лица. - Национальные правила аудиторской деятельности "Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности", Национальные правила аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства"): Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.10.2000 № 114 (ред. от 10.12.2013) [22] определяют единые цели и основные принципы проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскими организациями и аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. - Национальные правила аудиторской деятельности "Планирование аудита", Национальные правила аудиторской деятельности "Документирование аудита"): Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 № 81 (ред. от 10.12.2013) [23] устанавливают единые требования к действиям аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, по планированию аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также документальному оформлению общей стратегии и плана аудита. Национальные правила аудиторской деятельности "Внутренний контроль качества работы аудиторов", "Национальными правилами аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию"): Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.01.2002 № 8 (ред. от 30.12.2013) [24] устанавливают единые требования к внутренним правилам аудиторской деятельности аудиторской организации, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с которыми аудиторской организацией осуществляется внутренний контроль качества работы аудиторов при оказании аудиторских услуг. - Национальные правила аудиторской деятельности, внесении изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28 мая 2001 г. № 59" (вместе с "Национальными правилами аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности"): Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.09.2003 № 128 (ред. от 30.12.2013) [25] устанавливают единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, составляемого аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями или законодательством других государств. Источниками информации для проверки являются документы по приему, увольнению и переводу работников организации, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие формы трудового договора), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит' и пр., табели учета использования рабочего времени, наряды, путевые листы, маршрутные листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетные и платежные ведомости, лицевые счета работников, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 70, 76, Главная книга, отчетность и др.. Таким образом, проведение операций с персоналом по оплате труда требует от организаций особого внимания к их законности, правильности отражения, что следует из широкого перечня нормативно-правовых актов Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 6 1 Характеристика расчетов с персоналом по оплате труда 6 1.2 Нормативно – правовое регулирование учёта и контроля расчетов с персоналом по оплате труда 9 1.3 Состояние, проблемы и перспективные направления контроля расчетов с персоналом по оплате труда 15 2 АУДИТ (РЕВИЗИЯ) РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 18 2.1 Организация контроля расчётов по оплате труда (задачи, объекты и источники контроля) 18 2.2 Система внутрихозяйственного контроля учёта выработки и начисления заработной платы работникам предприятия 21 2.3 Проверка обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности их использования 23 2.4 Контроль операций по учёту труда и заработной платы 25 2.4.1 Проверка правильности и достоверности документального оформления и учёта затрат труда 25 2.4.2 Проверка правильности начисления заработной платы, удержаний из неё и своевременности расчётов по оплате труда 29 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЁТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44 ПРИЛОЖЕНИЯ 49
1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 г. № 57-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. 2. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12.07.2013 г. № 56-З) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. 3. Закон Республики Беларусь «О комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» от 01.07.2010 г. № 142-З (ред. от 11.05.2016 г. № 177-З) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. 4. Декрет Президента Республики Беларусь от 27.03.1997 г. № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» (с изменениями от 23.01.2009 г. № 2) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. 5. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50 (ред. от 20.12.2012 г. № 77) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. 6. Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику в случаях, предусмотренных законодательством: Утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (в ред. постановления от 02.06.2016 № 31) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. a. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 г. № 71-З (с изм. и доп. от 31.12.2013 г. № 96-З) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. 7. Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 г. № 115 (в ред. постановления от 14.12.2013 г. № 1083) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. 8. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296-З (в ред. Закона от 05.01.2013 г. № 16-З) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. 9. Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в ред. Указа от 29.11.2013 г. № 529) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. 10. Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. 11. Национальных правила аудиторской деятельности «Обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности»: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 30 дек 2013 г., № 92 [12] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 12. Национальные правила аудиторской деятельности «Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности»: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 29 дек 2008 г., № 203 (ред. от 30.12.2013) [13] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 13. Национальные правила аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги" и внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 82»: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 19 дек 2007 г., № 189 (ред. от 30.12.2013) [14] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 14. Национальные правила аудиторской деятельности (вместе с "Национальными правилами аудиторской деятельности "Анализ прогнозной финансовой информации"): Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 05 дек 2003 г., № 165 (ред. от 30.12.2013) [15] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 15. Национальные правила аудиторской деятельности и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь" (вместе с "Национальными правилами аудиторской деятельности "Отражение в аудиторском заключении событий, произошедших после отчетной даты"): Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 24 июн 2003г., № 100 (ред. от 30.12.2013) [16] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 16. Национальные правила аудиторской деятельности "Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности"): Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 05 сент 2002 г., № 124 (ред. от 30.12.2013) [17] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 17. Национальные правила аудиторской деятельности "Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства", внесении изменения и дополнения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 82 и признании утратившими силу отдельных положений постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам аудиторской деятельности": Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 31 март 2006 г., № 33 (ред. от 10.12.2013) [18] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 18. Национальные правила аудиторской деятельности "Получение аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях": Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 29 сент 2005, № 115 (ред. от 10.12.2013) [19] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 19. Национальные правила аудиторской деятельности "Оценка риска и внутренний контроль в условиях компьютерной обработки данных"): Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 23 март 2004 г., № 38 (ред. от 10.12.2013) [20] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 20. Национальные правила аудиторской деятельности "Использование результатов работы другой аудиторской организации"): Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 31 окт 2001 г., № 106 (ред. от 10.12.2013) [21] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 21. Национальные правила аудиторской деятельности "Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности", Национальные правила аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства"): Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 26 окт 2000 г., № 114 (ред. от 10.12.2013) [22] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 22. Национальные правила аудиторской деятельности "Планирование аудита", Национальные правила аудиторской деятельности "Документирование аудита"): Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 04 авг 2000 г., № 81 (ред. от 10.12.2013) [23] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 23. Национальные правила аудиторской деятельности "Внутренний контроль качества работы аудиторов", "Национальными правилами аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию"): Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 23 янв 2002 г., № 8 (ред. от 30.12.2013) [24] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 24. Национальные правила аудиторской деятельности, внесении изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28 мая 2001 г. № 59" (вместе с "Национальными правилами аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности"): Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 17 сент 2003, № 128 (ред. от 30.12.2013) [25] // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.01.2015. 25. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие / В.П. Астахов. – М.: Март, 2011. – 960 с. 26. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Ю.А. Бабаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 476 с. 27. Белов, А.А. Бухгалтерский учет. Теория и практика: Учебное пособие / А.А. Белов. – М.: Книжный мир, 2016. – 748 с. 28. Бухгалтерский учет: Учебно-методический комплекс. В 2ч. Ч.2/Авт. колл.; Под общ. ред.А.И. Балдиновой. - Мн.: Изд-во МИУ. 2009. - 208с. 29. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: Учебное пособие/С.И. Адаменкова, И.Н. Бурцева, А.О. Левкович; под общ. Ред. О.А. Левковича. - Мн.: ООО «Элайда», 2011 - 556 с. 30. Головачев, А.С., Березина, Н.С., Бокун, Н.Ч. Организация, нормирование и оплата труда: Учебное пособие / А.С. Головачев, Н.С. Березина, Н.Ч. Бокун. М.: Новое знание, 2013. – 496 с. 31. Головачев, А.С. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.С. Головачев. – Мн.: Выш. шк., 2010. – 464 с. 32. Дробышевский, Н.П. Ревизия и аудит. Учебное пособие / Н.П. Дробышевский. – Мн.: ООО Мисанта, 2013. – 265 с. 33. Елецких, Т.В., Крум, Э.В. Экономика предприятия: Учебное пособие / Т.В. Елецких, Э.В. Крум. – Мн.: Выш. шк., 2012. – 318 с. 34. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Л.Л. Ермолович. – Мн.: Соврем. шк., 2010. – 736 с. 35. Замыцкова, О.И., Крупченко, Е.А. Аудит: Учебное пособие / О.И. Замыцкова, Е.А. Крупченко. – Ростов–на-Дону: Издательство «Феникс», 2009. – 320 с. 36. Ильин, А.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / Мн.: Новое знание, 2012. – 236 с. 37. Кожарский В.В. Основы бухучета / В.В. Кожарский, Н.В. Кожарская. - Мн.: ООО «Соврем. Шк.», 2012. - 350 с. 38. Ладутько, Н.И. Бухгалтерский учет. Теория. Документы. Корреспонденция счетов. Регистры. Отчетность: Практическое пособие / Н.И. Ладутько. – Мн.: ФУАинформ, 2009. – 808 с. 39. Ладутько, Н.И., Борисевский П.Е., Ладутько Е.Н. Бухгалтерский учет для неучетных специальностей: Учеб. пособие / Н.И. Ладутько, П.Е. Борисевский, Е.Н. Ладутько; Под общ. Ред.Н.И. Ладутько. - Мн.: Книжный Дом, 2010. - 576 с. 40. Левданская, Н.Е. Ревизия и аудит: учебно-методическое пособие / Н.Е. Левданская; [Частное учреждение образования «Минский институт управления»]. - Мн.: Издательство МИУ, 2011. - 231 с. 41. Левкович, О.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / О.А. Левкович. – Мн.: Амалфея, 2013. – 640 с. 42. Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит: пособие для студентов экон. специальностей высш. и сред. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.1/В.Н. Лемеш. - Мн.: Изд-во Гревцова, 2012. - 288 с. 43. Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит: пособие для студентов экон. специальностей высш. и сред. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.2/В.Н. Лемеш. - Мн.: Изд-во Гревцова, 2012. - 384 с. 44. Лемеш, В. Премирование в организации / В. Лемеш // Финансы. Учет. Аудит. – 2010. - № 4. – С. 58-64. 45. Масловская, В. Дополнительные отпуска: источник отнесения затрат на их оплату и порядок суммирования / В. Масловская // Главный бухгалтер. – 2009. - № 23. – С. 47-49. 46. Организация учета и аудита. Под ред. Чечеткина М.С., Клипперта Е.Н. Уч. пособие. Мн., 2009. - 248 с. 47. Павлович, Т.П. Ревизия и аудит: ответы на экзаменац. вопросы. / Т.П. Павлович, Е.Г. Павлович. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 240 с. 48. Папковская, П.Я. Рекомендации по корреспонденции счетов бухгалтерского учета. - 4-е изд., перераб. - Мн.: ООО «Информпресс», 2010. - 164 с. 49. Подольский, В.И., Савин, А.А., Сотникова, Л.В. Аудит: Учебное пособие / М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. 50. Пономаренко, П.Г. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: Учебное пособие / П.Г. Пономаренко. – Мн.: Выш. шк., 2010. – 527 с. 51. Пупко, Г.М. Аудит и ревизия. Учеб. пособие. - Мн.: Книжный Дом Мисанта, 2009. - 512с. 52. Санжаровская, С.В. Проведение проверок органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2010 году / С.В. Санжаровская // Налоги Беларуси. – 2010. - № 9. – С. 87-91. 53. Стражева, Н.С., Стражев, А.В. Бухгалтерский учет: Учебно-методичес-кое пособие / Н.С. Стражева, А.В. Стражев. – Мн.: Книжный Дом, 2012. – 608 с. 54. Суша, Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие / Г.В. Суша. – М.: Новое знание, 2010. – 512 с. 55. Тишков, И.Е. Бухгалтерский учет. Учебник для вузов / И.Е. Тишков. – Мн.: Выш. шк., 2011. – 746 с. 56. Татур, И.К. Бухгалтерский учет / И.К. Татур. - Минск: БГЭУ, 2009. - 413 с. 57. Филиппенко, Л.Н. Бухгалтерские и налоговые затраты: практ. пособие/ Л.Н. Филиппенко. - Мн.: Филиппенко, 2011. - 256с. 58. Хмельницкий, В.А. Ревизия и аудит: учеб. комплекс / В.А. Хмельницкий. - Мн.: Книжный Дом, 2012. - 480 с.