ВВЕДЕНИЕ. Искусство с древности являлось одним из универсальных способов выражения духовного опыта, прежде всего эстетического, одним из главных, наряду с религией компонентов Культуры, как продукт человеческой деятельности. Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука - искусству принадлежит особое место, ибо оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека. Искусство - это явление неоднородное, трудно определяемое, и при первом подходе к выяснению его сущности, ясно только одно - представление об искусстве изменилось, меняется, и мы вкладываем в это понятие совсем не тот смысл, чем люди прежних эпох. Искусство предстает одним из центральных объектов эстетики как науки; термин «искусство» вошел в ряд главных категорий эстетики. Однако искусство не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре отнюдь не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущ¬ность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства, определяющуюся его эстетической сущностью, в самых разных соци¬альных целях — религиозных, политических, терапевтических, гносеоло¬гических, этических и др. Эстетику как науку искусство интересует, прежде всего как эстетический феномен, однако, коль скоро оно выполняет и внеэс¬тетические функции, которые в последние столетия стали преобладающими, то благодаря им искусство поддерживается обществом, государством, теми или иными социальными институтами, т.е. обретает свое реальное бытие, возможность реализовывать себя в качестве феномена культуры. Современная наука относит происхождение искусства как специфи¬ческой человеческой деятельности ко временам формирования чело¬века, а некоторые ученые даже и саму причину появления и развития человека усматривают именно в искусстве. Значительно позже, в древнем мире (древних Китае, Индии, Египте, Греции) предпринимаются попытки и теоретическо¬го осмысления этого феномена, его значения в жизни людей. Мы ограничиваемся только европейским ареалом (областью), хотя много типологических параллелей можно усмотреть и в древневосточных концепциях искусств, их классификации, понимании их функций и т.п. 1. Представление античности об искусстве. В античном мире термином «искусство» обозначали всю широкую сферу искусной практической и теоретической деятельности людей, которая требовала определенных практических навыков, обучения, умения и т.п. Поэтому в разряд искусства попадали и типичные ремесла (плотницкое дело, гончарное производство, кораблестрое¬ние, ткачество и т.п.), и многие науки (арифметика, астрология, диалектика) и собственно то, что новоевропейская эстетика отнесла к искусству, т.е. «изящные искусства» (поэзия, драматургия, испол¬няемая музыка, живопись, архитектура), искусства как концентри-рованное выражение эстетического опыта. Античность более или менее единообразно видела происхожде¬ние искусства (греч. — techne, лат. — ars) именно в божественном. Уже греческий поэт Эпихарм писал, что все искусства происходят от богов, а не от человека. Ему вторили и многие другие писатели и мыслители, усматривавшие источник искусства на Олимпе. Достаточно распространенной была легенда, развитая Эсхилом, о том, что секрет искусств принес людям Про¬метей, выкравший его у богов. Среди людей наиболее последова¬тельными и вдохновенными создателями искусств античность из¬давна почитала поэтов, музыкантов, танцоров, принимавших активное участие в организации религиозных культов. Считалось, что они получают свои знания непосредственно в энтузиастичес-ком (энтузиазм у греков — божественное воодушевление, ниспос¬ланное свыше) экстазе от дочерей Зевса муз (отсюда — мусические искусства), Аполлона или других богов. Этой линии придержива¬лась в дальнейшем платоновско-неоплатоническая эстетика. Арис¬тотель в большей мере относил искусство (равно — творчество — poiesis) к человеческому разуму, складу души, «истинному сужде¬нию», направленному на созидание того, чего еще нет и что не может возникнуть само естественным путем: «это некий причаст¬ный
ВВЕДЕНИЕ..3
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АНТИЧНОСТИ ОБ ИСКУССТВЕ5
2. ИСКУССТВО В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ..11
3. ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ ОБ ИСКУССТВЕ...15
4. ИСКУССТВО В ЭПОХУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОГРЕССА.18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..23
Список использованной литературы.
1. Аристотель. Эстетика // Аристотель. Сочинения: В 4 т.- Т. 4. М., 1984.- С. 176
2. Бычков, В.В. Эстетика : учеб. / В.В. Бычков. - М., 2002.- С.244-254.
3. Гегель Г.Ф. Эстетика // Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель: биогр. повествования. - 2-е изд. - Челябинск : Урал LTD, 2000.-C.281.
4. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли /под ред. Овсянникова М.Ф., Гершковича З.И., Лившица М.А. и др. - Т. 1.-М.,1962 - С. 225.
5. Лосев, А.Ф.История античной эстетики: ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М., 2000. С. 234-249.
6. Сенека, Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Л.А. Сенека М., 2000. - С. 112.
7. Шеллинг Ф.В. Философия искусства // Антология мировой философии. Античность. - Минск : Харвест; М. : АСТ, 2001. - С. 6768.