Введение
Актуальность темы. Право это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Особое место в формировании духовного мира личности. Её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Право - во всех его проявлениях - как нормативная система, движение общественных отношений, правосудие должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права - одно из важных условий его эффективности. Право вовсе не претендует на то, чтобы в системе социальных ценностей стоять выше нравственности. Однако социальные схемы, отодвигающие право на задний план, делающие его чем-то второстепенным, в истории нашего общества пока ничего кроме вреда не приносили.
В ходе разработки и принятия законодательно-правовых норм законодатель все чаще использует их нравственное обоснование, указывая в них мотивы и цели, преследуемые им, а также давая оценку тем направлениям, на поддержку, развитие или искоренение которых ориентированы принимаемые документы.
С философской точки зрения нравственно-правовая культура возникает в процессе социально-правовой деятельности индивида, представляет собой специфическую фрму общественного сознания и несет в себе определенные мировоззренческие элементы, отражающие не только социально значимую ценность правовых норм, но и их нравственную сущность. Анализ нормативно-правовых норм как конкретных составных компонентов нравственно-правовой культуры позволяет рассматривать их прежде всего с позиции нравственной оценки.
Нравственно-правовая культура как вид идейно-нравственного состояния правового государства и гражданского общества привлекает сегодня особое внимание ученых в различных научных областях
Цель курсовой работы рассмотреть соотношение права и нравственности. Задачи:
1) Изучить понятия права и нравственности,
2) Выявить характерные черты нравственности в праве,
3) Рассмотреть нормы морали и нравственности в праве,
4) Выявить отличительные особенности и различия между правом и нравственностью.
Объект исследования право и нравственность. Предмет исследования соотношения норм нравственности и права.
Введение...3
Глава 1. Общая характеристика права и нравственности5
1.1. Особенности и значение понятий «право» и «нравственность».5
1.2. Право как фактор проявления социально-психологической стороны нравственности8
Глава 2. Взаимосвязь права и нравственности12
2.1. Соотношение норм морали и нравственности в праве12
2.2. Отличительные особенности и различия между правом и нравственностью17
Заключение.24
Список литературы26
1. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М. - 1993.
2. Алексеев С. С. Проблемы теории права. - Свердловск, 1993.
3. Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании права. /Правоведение. вып. 3. 2001. С. 39-41.
4. Давид Р. Основные правовые системы современности. Москва. 1988.
5. Иванов Н.Г. Нравственность, безнравственность, преступность //Государство и право. 1994. № 11.
6. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М.: Инфра-М, 2003.
7. Карпунин В.Ф., Сальников В.П. Право и мораль //Лики морали. СПб.,1996
8. Ключников Ю. В. Мораль, право, политика как этическая сфера // Политические исследования. 1992. № 1-2.
9. Коваленко А. И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 1996 г.
10. Комаров С. А. Общая теория государства и права. Саранск - 2003.
11. Комаров С.А., Малько А.В. «Теория государства и права». - М., 2000.
12. Кудрявцев В.Н. Эффективность правовых норм. М, 1980.
13. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Зерцало., 2004.
15. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм. Н. Новгород, 2002.
16. Новгородцев П.И. Право и нравственность //Сборник по общим юридическим наукам. М., 1896.
17. Петражицкий Л.И. Teopия права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. Т.1.
18. Соловьев B.C. Право и нравственность: очерки из прикладной этики. СПб., 1899.
19. Шершеневич Г.Ф. «Общая теория права». Т.1. Вып. 1. Москва. 1995.
20. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственности. М, 1992.