1. Социально-политические утопии Лао-Цзы и Мо-Цзы Лао-Цзы (VI в. До н.э.) является основателем даосизма. Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). В основе учения лежит понятие «Дао» (буквально - путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба. Переосмысливая это понятие, основатели даосизма пытались развенчать идеологию правящих кругов и, в первую очередь, официальный религиозный культ с его догмами о «небесной воле» и «государе – сыне неба», дарующих законы Дао народу. Восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-Цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть «чудесную тайну Дао» и повести за собой народ. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. «Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным» Мудрый государь правит страной при помощи метода недеяния, т.е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-Цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные войны. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». Лао-Цзы призывал знать и правителей «селиться ближе к земле», восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отучить народ от знаний. «Трудно управлять народом, когда у него много знаний» Все неестественное (культура, искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т.д.) согласно даосизму, это отклонение от Дао и ложный путь Влияние естественного вообще (в том числе и естественного права) на общественную и политико-правовую жизнь в целом, по данной концепции осуществляется на путях такого следования Дао, которое скорее означает отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов на основе и с учетом каких-то позитивных требований Дао. Лао-Цзы резко критиковал всякого рода насилие, войны, армию. Однако восхваляемое даосизмом Недеяние означало вместе с тем и проповедь пассивности. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии. Поворачиваясь спиной к прогрессу, Лао-Цзы призывал к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких разобщенных поселениях, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового. Эти аспекты даосизма существенно притупляли его критицизм по отношению к реально существовавшим социально-политическим порядкам. Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением. Основатель моизма Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.
Социально-политические утопии Лао-Цзы и Мо-Цзы¬¬ 3 Джон Локк – сторонник установления пределов власти государства 5 Фашизм 8 Литература 10
1. История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1997 2. История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. М., 1991 3. История политических и правовых учений. Хрестоматия для высшей школы. М., 2000