1. Показатели контроллинга цепочки поставок Сегодня предприятия-производители как никогда раньше стоят перед необходимостью улучшить систему своих поставок. Движущими силами происходящих изменений выступают конкуренция и растущие требования клиентов. Потенциал цепочки поставок можно реализовать только силами всех ее звеньев. То, что совсем недавно трудно было даже представить, сегодня можно реализовать при помощи инновационных информационных и коммуникационных систем, которые обеспечивают информационную прозрачность на всех участках цепочки создания стоимости от поставщиков сырья до конечного потребителя. Для целенаправленного и эффективного управления сетями необходимо иметь общие для всех предприятий показатели контроллинга цепочки поставок. Только на основе таких сетевых показателей можно провести оценку производительности отдельных цепочек поставок, а также бенчмаркинг. Требования, предъявляемые к управлению цепочками поставок (SCM) Предприятия постоянно находятся в состоянии динамичной конкурентной борьбы. Сложность производства увеличивается, циклы обновления производства становятся все короче, а быстрота реакции на изменившиеся пожелания клиента имеет все большее значение. Предприятия со статичной иерархией и застывшей организационной структурой не отвечают этим требованиям. Слом старых структур и преобразование малых, но маневренных структур в единую сеть предоставляет возможность реализовать конкурентные преимущества на рынке. Основными отличительными чертами логистических сетей являются преодоление пространственных и временных расстояний, концентрация всех предприятий-участников на своем основном виде деятельности, инновационные информационные и коммуникационные технологии. Отношения между сетями чаще всего многослойны, что вызывает повышенные требования к управлению цепочками поставок. Например, предпринимательские процессы в автомобильной промышленности, как ни в какой другой отрасли, обладают высоким уровнем комплексности. Это объясняется большим количеством поставщиков, иерархией, имеющей до десяти уровней, и все более короткими циклами разработки нового продукта. Вместо оптимизации внутренних частных процессов на одном предприятии необходимо, с точки зрения концепции SCM, проанализировать взаимосвязи и места сшивания между процессами, а также оптимизировать всю логистическую цепочку снабжения. Таким образом, подход к управлению цепочками поставок выходит за рамки классической логистики. Современный взгляд на логистику, который предполагает общую оптимизацию и ориентацию на важные для клиента основные производственные процессы, соответствует и концепции управления цепочками поставок. Цепочка поставок охватывает все процессы, которые напрямую связаны с производством и поставкой продукта (рис. 1). В соответствие с этим, основным местом приложения сил является оптимизация информационных, материальных и финансовых потоков. Рис. 1 Потенциал SCM Успешная реализация концепции SCM позволяет снизить запасы во всей цепочке. Синхронизация производственных планов приводит к снижению сроков прохождения процессов до 50%. С помощью решений, предлагаемых SCM, можно почти на 100% улучшить соблюдение сроков поставок.
1. Показатели контроллинга цепочки поставок 2 1.1. Отечественная розничная торговля и средства управления цепочками поставок 12 Список литературы 15
Уткин Э. А., Мырынюк И. В. Контроллинг: российская практика. — М.: финансы и статис¬тика, 1999.- 272 с. 2. В. Ивлев, Т. Попова Концепция контроллинга и функционально-стоимостной анализ - М.: финансы и статистика, 2003.- 243 с. 3. Экономический справочник руководителя предприятия / Сост.: С.В. Рыжиков, В.Г. Золотогоров, В.С. Рыжиков – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. 4. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб: Издательство «Питер», 2000. 5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000.