В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей. Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире. Но дети это будущее. И от того, как их воспитывают, зависит очень многое в жизни. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывала и оказывает своё специфическое, более или менее благоприятное влияние на развитие детей. В прежние времена жизнь ребёнка была в большей степени предопределена нормами и традициями и т. к. жизненный путь был уже изначально предопределён, практически не существовало выбора и возможности что-либо изменить. В последнее время действительность меняется так стремительно, что условия жизни отдельно взятой семьи в значительной степени влияют на формирование и развитие детей. Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере потребность детей и подростков в общении и в обществе. Семья всё больше превращается в сообщество «по интересам», где лишь живут, едят и спят. Порой индивидуализм настолько возрастает, что члены семьи зачастую лишь сосуществуют друг с другом. В таких семьях практически не остаётся проблем, которые семья должна решать сообща, что лишает детей и родителей опыта совместных эмоциональных переживаний. Конечно, родители стремятся дать своим детям всё лучшее, оградить их от излишних тревог, обеспечить им «светлое будущее». Но в погоне за благами цивилизации, они порой забывают о необходимости простого, доверительного общения.
Особое значение в настоящее время приобрело межличностное общение и взаимопонимание в семьях, имеющих детей-инвалидов, что вынуждает семью вырабатывать новые модели взаимодействия.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют,
что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с
недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими или физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция
роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за
последнее десятилетие увеличилась в два раза.
Низкая культура межличностного общения детьми-инвалидами в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности в оценке и самооценке, в признании, в эмоциональной разрядке и эмоциональном контакте, во внимании, сопереживании, понимании и т.д., что вызывает внутриличностные конфликты, и в дальнейшем может привести к трудностям в межличностном общении.
Содержание
Введение....2
Глава 1. Теоретические основы особенностей детско-родительского общения в семье........6
1.1. Роль, цели и задачи семьи в развитии общества......6
1.2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании личности детей...22
1.3. Особенности представления детей о родителях.....26
1.4. Психологические особенности семей, имеющих
детей-инвалидов. ...29
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей детско-родительского общения в семье.. .41
2.1.Организация исследования...41
2.2. Методы исследования...42
2.3. Результаты исследования.....53
Заключение..63
Список литературы.....65
Приложение.
Список литературы
1. Ануфриев А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2002. 112 с.
2. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М., 1972.
4. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 379 с.
5. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1990.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна.-М., 1995.
7. Бернс Р. (Burns R.B.) Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - 420 с.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. СПб., 2003. - 400 с.
9. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия / Пер. с англ. - СПб., 1992. - 224 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
11. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб., 2002. 416 с.
12. Деменьтьева Н. Ф., Богаева Г. Н., Исаева Т. А. Социальная работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями. М., 1996.
13. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996.
14. Егидес А. П. Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми. М., 2002. 368 с.
15. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., 1993
16. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2005 320с.
17. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.,1998. 336 с.
18. Иващенко Г. М., Ким Е. Н. Социально-трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями. М., 2004.
19. Иващенко Г.М. Ким Е.Н. Об опыте социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском городском клубе «Контакты - 1». - М.: НИИ семьи, 1997.
20. Иващенко Г.М., Ким Е.Н., Мухин Н.Б. Из опыта социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. М. 1998.
21. Ковалёв С.В. Психология современной семьи.- М., 1988.
22. Концепция подготовки к труду детей с отклонениями в развитии. СПб., 1997.
23. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.- 240 с., ил.
24. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.-208 с., ил.
25. Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии. М., 1992.
26. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М., 1994.
27. Миллер А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного я /Пер. с нем. М., 2006. 144 с.
28. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., - 1999. -224 с.
29. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно психологическое исследование с элементами математической статистики 3-е изд. М., 1998. 632 с.
30. Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога. - М.,1996.
31. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М., 1996.
32. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 2000.
33. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.
34. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. учеб. заведений / Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998. 160 с.
35. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М., 1996. 144 с.
36. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. М., 1996.
37. "Практическая психодиагностика", составитель - Райгородский, г. Самара, 1998г.
38. Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр.. Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб, 1997 г.
39. Прутченков А.С. Социально - психологический тренинг межличностного общения. - М., 1991. - 48 с.
40. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. И доп. М., 1998
41. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М., 2003. - 480 с.: ил.
42. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. / Под ред. А. М. Панова. М. 1997.
43. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 1999.
44. Смехов В. А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье// Вопросы психологии. 1985. №4. С. 83 92.
45. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. М., 1995 г. 168 с.
46. Филонов Л.Б. Психодиагностические аспекты установления контактов между людьми (методика контактного взаимодействия). - Пущино, 1982.
47. Хаберли-Неф У. Сколько свободы нужно вашему ребёнку / Пер. с нем. Н. М. Ландсман. М., 2003. 192 с.
48. Харрис Т. (Harris Т.) Я Окей, ты Окей / Пер. с англ. - М., 2004. - 369 с.
49. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М., 1998.- 255.
50. Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений //Проективная психология. М., 2000.
51. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Под общей редакцией А. И. Вассермана. М.,1996.
52. "Энциклопедия психологических тестов", Москва, 1999 г.