Введение
Реклама содействует реализации товара, превращения его в деньги, способствует ускоренному и успешному завершению оборо¬та средств, т.е. процессу воспроизводства на уровне предприятия или фирмы. Это самый действенный способ модифицировать пове¬дение потребителей, привлечь внимание к товарам (услугам), соз¬дать положительный образ предприятия, фирмы, показать их зна¬чимость и полезность. Реклама является обязательным атрибутом рыночной экономики.
Вопросам развития рекламы всегда придавалось огромное зна¬чение. В условиях насыщения рынка товарами и услугами, сопро¬вождающегося обострением конкурентной борьбы, реклама превра¬тилась в специализированную отрасль экономики. Во всем мире уже достаточно давно распространен термин «рекламная индуст¬рия».
Таким образом, реклама комплекс средств неценового стимулирования сбыта продукции и формирования спроса на нее, целенаправленная, оплачиваемая информация о товарах или услугах и об их производителях, распространяемая известным источником. Рекламу можно рассматривать как один из видов передачи информации в торговле и как один из четырех элементов маркетинга (рынковедения), то есть элементов рыночных операций товара, цены, сбыта, рекламы.
Реклама отличается огромным разнообразием форм. Она служит различным целям, оказывая большое влияние на экономику, идео¬логию, культуру и образование, способствует развитию междуна¬родных торговых связей.
Актуальность работы заключается в том, что создание современной рекламы в PR деятельности это глубоко продуманный и научно организованный процесс, в котором при¬нимают активное участие маркетологи, дизайнеры, сценаристы, режиссеры, фотографы, стилисты, психологи, социологи и т.д.
Таким образом, реклама это сочетание специфических умений и профессий, ко¬торые объединяют множество концептуальных подходов, включая те, которые ориентированы на науку и точные данные, стратегии, искусство и эстетику.
Привлечь внимание потенциального покупателя и направить все его помыслы на приобретение рекламируемого товара такова двуединая задача рекламы.
Психология цвета - психологическое восприятие цвета, цвет в рекламе - психология восприятия цветов в странах мира. Цветная реклама привлекает на 50% больше потребителей, чем черно-белая. И все же одна из заповедей рекламиста гласит: работая с цветом в рекламе, проявляй осторожность; узнай, куда идет рекламная продукция, проконсультируйся у психологов по поводу эмоционального воздействия выбранного цветового решения, потому что в разных странах на цвета реагируют по-разному.
«Цвет сам по себе, независимо от того предмета, которому он свойственен, производит на человека определенное психофизиологическое действие, иногда в силу связанных с ним ассоциаций, может быть, но в подавляющем большинстве случаев, наверное, непосредственно», писал в начале прошлого века русский ученый Ф. И. Шмит.
Основной целью данной курсовой работы является изучения функции цвета в рекламе.
Задачи работы:
1. Дать характеристику психологической роли цвета в рекламе;
2. Рассмотреть особенности использования цвета в рекламе;
3. Провести исследование, направленное на изучение особенностей восприятия цвета в рекламе.
Глава 1. Характеристика цвета и его психологическая роль в рекламе
1.1. Понятие психологии цвета
Согласно исследованиям Х. Тидзиива, есть люди, подверженные непосредственному воздействию характера цвета, и есть люди, на которых косвенно влияет «то, что находится между цветовой ассоциацией и воображением». Ко второму типу он причислил людей среднего возраста, к первому молодежь, у которой «слабее, чем у людей среднего поколения, развито чувство социальной общности» и которая «менее привержена обычаям и традициям» .
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.
Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека.
В то же время, по нынешним представлениям, воздействие цвета на человека принято подразделять на две составляющие культурную и физиологическую.
Культурная составляющая величина переменная, меняющаяся в зависимости от этнических особенностей.
1.2. Цвет как обращение к чувствам
Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно :
вызывают психологическую реакцию:
подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;
имеют физиологические последствия как положительные или отрицательные оптические раздражители;
прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;
"взывают" к чувствам: придают объемность среде и предметам.
Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света "поглощаются" нервной системой и только 20% зрением.
Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.
Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.
Влияние цвета на потребительский выбор можно проиллюстрировать следующим экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой слабый.
1.3. Национальные особенности использования цвета
Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует :
красный: в Америке любовь, в Китае доброту, праздник, удачу, в России высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии жизнь;
желтый: в Америке процветание, в России солнечность и разлуку; в Сирии траур, смерть, в Индии великолепие, в Бразилии отчаяние;
зеленый: в Америке надежду, в Китае роскошную жизнь, в Индии мир и надежду;
голубой: в Америке веру, в Индии правдивость, в Китае - один из траурных цветов;
синий: в России ночной покой;
фиолетовый: в Индии печаль и утешение, в Бразилии - печаль;
белый: в Америке чистоту и мир, в Китае подлость, опасность, траур; в Европе молодость;
черный: в Америке символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае честность.
Наиболее популярны цвета:
красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии;
оранжевый: в Голландии;
желтый: в Китае;
зеленый: в Австрии, Болгарии, в Мексике, Австралии, Ирландии, Египте;
голубой: в Индии;
белый: в Мексике;
коричневый: в Болгарии.
Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.
Черный или серый цвет обладает значением изысканности, культурности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы. Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с другом и со средой, и именно это имеют в виду, когда говорят об их "функциональности".
В ряде европейских стран все более отчетливо усиливается противостояние табачной и алкогольной рекламе, в том числе и путем ограничения цветовых решений. Известны случаи, когда законодательным порядком табачная и алкогольная реклама допускается исключительно в черно-белом цветовом оформлении.
В перечислении возможных вариантов покупательского поведения крупный шрифт красного или голубого цвета на белом фоне будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду нежелательное. С точки зрения психологической эффективности, наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.
Считается, что если цвета, наиболее асто встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на внимание покупателей, то распределение по степени эффективности привлечения внимания будет следующим (в %): сине-фиолетовый 100; темно-синий 90; бирюзовый 85; интенсивно-лимонный 60; черный 47; темно-фиолетовый 42; желтый 22; голубой 17,5; синий 14,5; коричневый 9,5; рубиновый 7,5; красно-розовый 3,5.
Введение 3
Глава 1. Характеристика цвета и его психологическая роль в рекламе 5
1.1. Понятие психологии цвета 5
1.2. Цвет как обращение к чувствам 6
1.3. Национальные особенности использования цвета 7
1.4. Психофизические особенности цвета 9
Глава 2. Использование цвета в рекламе 12
2.1. Психология цвета в печатной рекламе 12
2.2. Семантика цвета 15
2.3. Воздействие формы и цвета на восприятие рекламного объекта 18
Глава 3. Исследование восприятия цвета в рекламе 22
3.1. Организация исследования 22
3.2. Результаты исследования 24
Заключение 28
Список литературы 29
Список литературы
1. Айзенберг М. Менеджмент рекламы. М.: Высшая школа, 1995.
2. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. - М.,1995.
3. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: 1991.
4. Боковиков А.К., Лебедев А.Н. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: РАН Институт психологии, 1995.
5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: МГУ, 1973.
6. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. - М., 1994.
7. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М.: Пед. о-во России, 2000.
8. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2000.
9. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Сендидж И. Реклама: теория и практика. - М., 1999.
11. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. - Петрозаводск, 1994.
12. Лаптева И. Использование цвета в периодических изданиях. // КомпьюАрт, № 9, 2001
13. Бобылева М.П. Рекламный менеджмент. М.: Инфра-М, 2006.
14. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
15. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии. М.: Академический проспект, 2002.
16. Ильин В. Я. Тайны рекламы. Тверь, Российский брокер,2000.
17. Ольшанская Н. Цветовое восприятие рекламы. //Индустрия рекламы 2003-№ 7.
18. Сэндидис Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М.: Прогресс, 2003.
19. Шуванов В.И. Психология рекламы. Ростов н /Д: Феникс, 2005.