Введение
К сожалению не все менеджеры обладающие властью являются лидерами чем снижают свое воздействие на сотрудников.
Для характеристики работы менеджеров целесообразно рассмотреть, какими профессиональными качествами они должны обладать, чтобы успешно выполнять свои должностные обязанности. Можно три вида этих профессиональных качеств:
техническое мастерство (наличие и способность применять конкретные знания и навыки работы, например, в области бухгалтерского учета, финансов, использования оборудования и т.п.);
мастерство общения (умение работать с другими людьми, понимать и мотивировать их, разрешать конфликты);
концептуальное мастерство (умение анализировать сложные ситуации, определять проблемы, а также альтернативные подходы к их решению и выбирать среди них наиболее оптимальные). Таким образом, анализ функций, выполняемых менеджерами, их роли в организации и мастерства, необходимого для того, чтобы успешно выполнять эту работу, показывает, насколько важно для менеджера уметь непосредтвенно работать с людьми, определять причины их поступков, прогнозировать их поведение в будущем и его социально-экономические последствия.
В связи с этим работу менеджеров можно свести к следующим видам управленческой деятельности.
1. Традиционный менеджмент (принятие решений, планирование, контроль).
2. Взаимодействие (обмен информацией, документооборот, групповое принятие решений).
3. Управление человеческими ресурсами (мотивация, подбор персонала, обучение, обеспечение дисциплины, управление конфликтами и т.п.).
4. Установление внешних связей (различные формы общения с партнерами, поставщиками, клиентами; переговоры, усилия по созданию и поддержанию имиджа организации в глазах общественности).
Цель дипломной работы раскрыть понятия лидерства и руководства в отечественной психологии и способы формирования лидерских качеств о менеджерах.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить структуру власти в коллективе, основные теории лидерства и стили руководства.
2. Раскрыть практику использования власти менеджеров в строительной компании.
3. Сформулировать рекомендации по формированию лидерских качеств.
В условиях рыночной экономики, быстро меняющихся внешних условий существования предприятий, тема данной курсовой работы, роль и значение лидерства в управлении организацией, является актуальной.
Методологической основой при подготовке к написании курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных специалистов в области психологии, социологии, менеджмента, таких авторов: Герчиковой И.Н., Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. , Кнорринг В. И.
Глава 1. Структура власти в коллективе
1.1. Теория вопроса
Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого Чествования, предполагающего подчинение всех участников совместной деятельности единой воле с целью достижения желаемого результата.
Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять необходимо иметь основу власти. Здравый смысл подсказывает нам, что для того чтобы обладать властью, вы должны иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от вас и заставит его или ее действовать так, как желаете вы. Это «что-то» есть у нас вех. По определению Маслоу основные потребности следующие: физиологические потребности, потребность в защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении. Власть зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя [20, с. 91].
Все формы влияния побуждают людей исполнять желания другого человека, удовлетворяя неудовлетворенные потребности или препятствуя их удовлетворению, или они побуждают исполнителя ожидать, что потребность будет или не будет удовлетворена в зависимости от поведения исполнителя. Как мы уже говорили, люди строят предположения относительно того, что может произойти, если они будут вести себя определенным образом. Видя именно такое поведение, человек начинает представлять в уме воздействие его или ее поведения на состояние его или ее потребностей. А руководитель также представляет эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.
Власть может принимать разнообразные формы, френч и Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства (руководства), разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации, имеется пять основных форм власти [19, с. 92]:
1. ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНУЖДЕНИИ. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.
2. ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИИ. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
3. ЭКСПЕРТНАЯ ВЛАСТЬ. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
4. ЭТАЛОННАЯ ВЛАСТЬ (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
5. ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг подчиняться им. Or или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют ТРДИЦИОННОЙ ВЛАСТЬЮ. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации.
Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
Власть посредством принуждения, влияние через страх так представляют себе власть люди, критикующие ее [19, с. 17]. Страх, как правило, создает образы насилия: заряженный пистолет, угроза пытки, поднесенный к лицу кулак. Но если бы физическая боль была бы единственным механизмом страха и принуждения, власть, основанная на принуждении, навсегда исчезла бы из организаций, после того как эмансипация отменила кнут Саймона Легри. Жестокость часто служит посредником страха, но никогда не является целью. Когда у человека замирает сердце от страха, это происходит потому, что напрямую угрожают его фундаментальной потребности выживанию или защищенности.
Методика принуждения, как правило, сопутствует власти во всех случаях, когда человеку действительно что-то нужно, и он уверен, что другой способен отобрать это у него. Яркий пример этого «что-то» своя собственная жизнь или жизнь любимого человека. Но есть множество примеров, имеющих менее экстремальные свойства. Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в тех ситуациях, где насилие не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять. В книге «Брокеры власти» Дэйвид Кипнис говорит: «Отдельные личности осуществляют власть путем принуждения, опираясь на силу, риторические способности, а также возможность оказать или не оказать эмоциональной поддержки другим людям. Это дает таким личностям средства наносить физические уечья, запугивать, унижать или отказывать в любви другим» [23, с. 47].
СТРАХ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ. Рабочее место дает богатые возможности развивать власть, используя страх и принуждение, потому что множество наших потребностей удовлетворяются именно там. Например, страх потерять работу свойствен, кажется, всем. В определенных обстоятельствах можно так легко и эффективно использовать страх, что некоторые руководители часто прибегают к нему: даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочии или понижение в должности обычно дает немедленные результаты. Когда подчиненные надежно защищены от такого рода угроз, грубых и прямых, руководитель может использовать более тонкие способы вселения страха.
Введение .. 3
Глава 1. Структура власти в коллективе.. 5
1.1. Теория вопроса. 5
1.2. Практика использования власти менеджерами в строительной компании... 14
1.3. Обзор теорий лидерства.. 16
1.4. Опыт формирования лидерских качеств в компании.. 19
1.5. Современные стили руководства.. 22
1.6. Анализ стилей руководства менеджера компании. 26
Глава 2. Анализ управления персоналом . 32
2.1. Характеристика объекта исследования.. 32
2.2. Характеристика лидера в организации 37
2.3. Анализ стилей лидеров организации.. 44
Глава 3. Принятие управленческих решений лидером организации.. 54
3.1. Оценка лидерских решений.. 54
3.2. Экономическая эффективность решений принятых лидером.. 60
Заключение 63
Список литературы .. 65
1. Абрамов С.И. Инвестирование. М.: Юнити, 2005. 440с
2. Актуальные проблемы экономики (Региональный аспект): Материалы области. Иваново, Ивановское общество, 1997. 140с.
3. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт/ под ред. В.М. Попова. М.: Проспект, 2006. 431 с.
4. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2005. 286 с.
5. Вархин П.Н. Организация и финансирование инвестиций: Сборник практических задач и конкретных ситуаций. М.: Маркетинг, 2004. 149с.
6. Волков И.М. Проектный анализ. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2003. 422 с.
7. Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитсбург. Менеджмент в организации. М.: Экономика, 2005.
8. Герчикова В.Н. Менеджмент, М., Юнити, 2005 г.
9. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995. 145с.
10. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. СПб, 2004
11. Зимин И.А. Реальные инвестиции. М.: ТАИДЕМ: ЭКМОС, 2000. 304 с.
12. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование. Минск: Экоперспектива, 2004. 461 с.
13. Игошин Н. В, Инвестиции: Организация управления и финансирования. М: ЮНИТИ, 2004. 413 с.
14. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". 2-е изд., изм. и доп. М.: Юнити, 2004. 528 с.
15. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2003. 144 с.
16. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. СПб: Издательство Михайлова, 2005. 421 с.
17. Котлер Ф. Основы маркетинга: Краткий курс. М., СПб, Киев, 2006
18. Менеджмент: Учеб. Пособие по направлению Менеджмент в 4-х частях, / В. М. Кафидов. Калининград.:БИЭФ.,2005
19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, Москва, 2006.
20. Основы менеджмента и маркетинга: Учеб. Пособие/В. Б. Зубик, А. И. Ильин, Г. Я. Кожекин и др.; Под общ. Ред. Р. С. Серегова.-Мн.:Выш. Шк.,2004
21. Сборник бизнеспланов с комментариями и рекомендациями / под ред. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001 487 с.
22. Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2005 . 272 с.
23. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. СПб., 2004 г.
24. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации, М.: Юнити, 2003
25. Управление инвестициями. М.: Высшая школа, 2003. 509 с.
26. Фальцман В.К. Оценка инвестиционных проектов и предприятий. М.: ТЕИС, 2004.
27. Хохлов Н.В. Управление риском. М.: ЮНИТИ, 2005. 190с.