Введение Внешний долг является глобальной проблемой всех государств. Крупнейшими должниками выступают не только развивающиеся страны, но и развитые, в том числе США, Германия, Франция, Канада, Австралия Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально-экономических проблем. Однако ограниченность собственный финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование внешних заимствований, нарушение сроков их погашения обусловили значительный рост долга развивающихся стран. Бразилия, Мексика и Аргентина в течение длительного времени возглавляли список крупнейших должников мира. Привлечение средств за рубежом и обслуживание внешней задолженности является составной частью внешнеэкономических отношений стран. Внешний долг оказывает огромное влияние на всю экономику страны. Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в случае накопления большого объема задолженности обслуживание долга может стать тяжелым бременем для страны. Активно государственные кредиты используются и в наши дни. Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов к проблемам государственных заимствований и дефицита федерального бюджета. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации, сложившейся в отечественной экономике. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг. В работе будут освещены методы управления государственным внешним долгом, основные направления политики правительства РФ в области внешнего долга, стратегия управления государственным внешним долгом и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом. Также мне хотелось бы углубить теоретические представления о внешнем долге России и проанализировать проблемы и пути разрешения внешнего государственного долга России. 1. Основные понятия теории внешнего долга. 1.1 Сущность внешнего долга и бюджетного дефицита. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Бюджетный дефицит - это превышение расходной части государственного бюджета над доходами бюджета. Большинство правительств, как развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому встает вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования. Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма за минусом бюджетных излишков - государственный долг - совокупное количество выпущенных в обращение правительственных ценных бумаг. Обслуживание государственного долга - это выплаты процентов по нему и выплаты основных сумм долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета. Рис.1 Источники расходов бюджета1
Введение...3
1. Основные понятия теории внешнего долга.
1.1 Сущность внешнего долга и бюджетного дефицита..5
1.2 Классификация видов государственных внешних долгов.8
1.3 Внешний долг России в настоящее время.13
2. Управление внешним государственным долгом.
2.1 Стратегия управление внешним долгом18
2.2 Оценка влияния внешней задолженности на российскую экономику....21
3. Обслуживание внешнего долга.
3.1 Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы..24
3.2 Основные направления политики правительства Российской Федерации в об- ласти внешнего долга.....26
3.3 Проблема обслуживания внешнего долга..29
Заключение32
Список использованной литературы...33
1. Агапова Т.А. Серегина С.В. Макроэкономика. М.: Дело и сервис. 2001г.
2. Балацкий Е., Свистунов В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки. // Мировая экономика №5, 2004г.
3. Бокова Ю.Г. Государственный долг. М.: 2000г.
4. Вавилов Ю.Я. Государственный долг России - М.: Перспектива. 2004г.
5. Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Макроэкономика. М.: 2002г.
6. Загладин Н. Новый мировой беспорядок и внешняя политика России. // Ми-ровая экономика и международные отношения. - №1, 2000г.
7. Кириченко В. Государственный долг. //Российский экономический журнал.-№12, 2006г.
8. Ковалева А.М. Финансы и статистика. Учебное пособие. М. 1999г.
9. Красс М., Цвирко С. Модель управления динамикой государственного дол-га. - Мировая экономика и международные отношения. 2004г.
10. Миклашевская Н.А. Международная экономика. М.: Дело и сервис.- 2005г.
11. Овчинников Г.П. Международная экономика. Санкт-Петербург.: Полиус. -1998г.
12. Сироткин В.Г. Золото и недвижимость России за рубежом. М.: Междуна-родные отношения. 2000г.
13. Соснин А. Тяжесть бремени государственного долга. // Мировая экономика. №10, 2005г.
14. Толкачев С.А. Международная экономика. Учебное пособие. М.: ЮРКНИГА. - 2006г.
15. Шимко П.Д. Международная экономика. М.: Высшая школа. 2006г.
16. Шуркалин А. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслужива-ния. Финансовый бизнес 2005г.
17. ФЗ от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Фе-дерации».
18. Приложения к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ.