Глава 2. Экономическое развитие
В 1985 г. на апрельском Пле¬нуме ЦК КПСС зашла речь о необходимости качественных преобразований общества, о необходимости глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были обозначены направления развития народного хо¬зяйства и социальной сферы.
Важным шагом в преобразовании должно было стать ускорение со¬циально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децен¬трализацией управления народным хозяйством, расширением прав пред¬приятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформи¬рованной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопро¬сы, прежде всего жилищный и продовольственный.
Первым шагом руководства стала начавшаяся в мае 1985 г. борьба с пьянством и алкоголизмом.
Антиалкогольной кампанией был нанесен огромный урон. При¬шла в упадок винодельческая отрасль. Последствия антиалкогольной кампании нанесли огром¬ный вред всем и государству, и населению. Госбюджет недосчитал¬ся за первые три года этой кампании почти 67 млрд. рублей (около 111,6 млрд. долларов по официальному курсу). Сокращение производ¬ства алкоголя на 80% восполнило подпольное самогоноварение. Сократились запасы сахара, на который были даже введены талоны. Были вырублены уникальные виноградники. В 2,5 раза выросло количество наркоманов и токсикоманов среди мо¬лодежи. Вскоре стало понятно, что кампания провалилась. Это было первое крупное поражение курса Горбачева.
На состоявшемся в феврале марте 1986 г. XXVII съезде КПСС было получено новое социально-экономическое направление. Было заявлено о задаче удвоения общих объемов совет¬ской экономики к 2000 г. Утвержденная программа «Интенсификация 90» предусматривала приоритетное развитие машиностроения, что тре¬бовало больших средств, и значительное улучшение технической оснащенности всего народного хозяйства. По плану СССР должен был уже к 1990 г. достигнуть уровня передовых стран. Эта задача являлась совершенно нереальной. Крупные недоработки содер¬жались и в одобренном делегатами съезда Законе о трудовых коллекти¬вах, нормы которого предусматривали значительное расширение прав и самостоятельности коллективов промышленных предприятий (вплоть до прямых выборов руководства предприятия, установления уровня за¬работной платы и цены выпускаемой продукции и т.п.). Их осуществление на практике вместо ожидавшегося повышения социальной активности работников лишь серьезно осложнила управление и деятельность низо¬вых экономических структур.
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Накануне «перестройки» 4
Глава 2. Экономическое развитие.. 9
Глава 3. Политические преобразования.. 14
Глава 4. Распад СССР.. 25
Заключение 31
Список литературы... 33
Введение
С середины 80-х годов советское обще¬ство перешло в принципиально новое качество. Новая эпоха, нача¬ло которой было положено в мартеапреле 1985 года, по¬лучила наименование «перестройка». Научных оценок этих событий пока еще немного.
К началу 90-х гг. бывший Советский Союз столк¬нулся с рядом исторических проблем, кото¬рые одновременно не приходилось решать ни одной стране мира. Во-первых, это переход от унитарного государства к сообществу на¬циональных государств. Во-вторых, это пере¬ход от системы планового, социалистическо¬го, обобществленного хозяйства к рыночной экономике, основанной преимущественно на частной собственности. В-третьих, это пере¬ход от однопартийной тоталитарной системы к демократическому обществу, основанному на свободных выборах и столь же свободной игре политических сил в рамках закона.
Ученые в настоя¬щее время сходятся во мнении, что у руководства страны отсутствовала четкая концепция преобразований, страте¬гия реформ.
Целью данной работы является изучение периода правления М.С. Горбачева, для этого ставятся следующие задачи:
Дать краткую характеристику предперестроечному периоду
Рассмотреть программу перестройки
Проанализировать реформы в сфере политики и экономики
Подвести итоги «перестройки».
Глава 1. Накануне «перестройки»
В последние годы своего правления Брежнев все больше стал перепоручать вопросы государственного управления ближайшим соратникам главе КГБ Ю. В. Андропову, министру обороны Д. Ф. Устинову, секретарю ЦК К. У. Черненко и министру иностранных дел А. А. Громыко. В условиях почти постянного от¬сутствия угасающего вождя на рабочем месте все ключевые решения принимались этими людьми с молчаливого согласия других членов Политбюро.
Не было экономических стимулов к труду, разорительная гонка вооружений, большие расходы на войну в Афганистане, нарастающее отставание от Запада в научно-технической сфере делали необходимым проведение экономических преобразований.
Отличие между официальными лозунгами и реальной жизнью совет¬ских людей, растущее недоверие к коммунистической идеологии, понижение жизненного уровня, отсутствие элементарных продуктов питания никак не согласовывались с обещанием Программы КПСС о построении коммунизма в СССР к 1980 году.
Война в Афганистане и размещение Соединенными Штатами ядер¬ных ракет средней дальности в Западной Европе окончательно покончи¬ли с периодом разрядки международной напряженности. Значительно возросла угроза мировой войны.
Все это способствовало недовольству и тревоге в советском обществе. Ру¬ководителям государства необходимо было серьезно скорректировать как внутреннюю, так и внешнюю политику.
Слабая экономика, деформация общественно-политической жизни, социальная апатичность насе¬ления вызывали озабоченность в руководстве страны. Были предприняты меры с целью преодоления негативных явлений в эконо¬мике и политике. В официальных документах декларировалась необхо¬димость борьбы со взяточничеством и спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но ре¬альных шагов по оздоровлению экономики не осуществлялось.
Первым кто попытался вывести страну из состояния стаг¬нации, угрожавшей кризисом всей системы, был Ю.В. Андропов. В нояб¬ре 1982 г. он стал Генеральным секре¬тарем ЦК партии.
Андропов отстранил от работы руководителей ряда министерств, не обеспечивающих запросы народного хозяйства либо уличенные во взяточничестве. В аппарат ЦК партии были привлечены Н.И. Рыжков (заместитель председателя Госплана СССР). В числе ближайших по¬мощников Андропова находился М.С. Горбачев, руководитель аграр¬ного сектора ЦК партии.
Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел прежде всего в совершенствовании руководства экономикой. Намечалось расширение самостоятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Также уделялось внимание борьбе с бюрократизмом, бесхозяйственностью и коррупцией. Речь шла не о ради¬кальных реформах и преобразованиях, а об устранении негативных яв¬лений из жизни общества, о его демократизации. Большая часть советских людей поддержали курс, направленный на установ¬ление порядка в стране. Все же меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. Оставался неизменным подход руково¬дства к внешней политике. Советские войска продолжали участвовать в "необъявленной войне" в Афганистане.
Список литературы
1. Горбачев М.С. Жизнь и реформы.- М.: Дрофа, 1995.- Кн. 1.- 324 с.
2. Данилов А.А. История государства и народов России. XX век: Учебник / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.- 448 с.
3. Загладин Н.В. История Отечества. XX век начало XXI века: Учебник / Н.В. Загладин и др.- 3-е изд.- М.: «ТИД «Русское слово РС», 2005.- 480 с.
4. История Отечества: Учеб. пособ. / Отв. ред. В.Н. Шевелев.- 4-е изд. перер. и допол.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 604 с.
5. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / А.С. Орлов, и др.- М.: Проспект, 1999.- 544 с.
6. Островский В.П. История России. XX век: Учебник / В.П. Островский, А.И. Уткин.- М.: Дрофа, 1995.- 512 с.
7. Отечественная история (с 1917 г. до наших дней): Учебник / Ответ. ред. И.М. Узнародов.- М.: Гардарики, 2004.- 368 с.
8. Чапек В.Н. История России / В.Н. Чапек.- 2-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 416 с.