Содержание
Введение 3
Глава I Право и национальные традиции в системе социальной регуляции 5
1.1 Основные положения и определения 5
1.2 Нормы обычаев, традиций в общей системе социальной регуляции 8
1.3 Автономизация социальных норм. 12
Глава II Соотношение традиций и обычаев с правом 18
2.1. Соотношение обычая и права 18
2.2 Соотношение традиций и права 24
2.3 Важность понимания национальных традиций при законотворчестве 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение
Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них - моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы - это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.
Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Важное место среди этих норм занимают традиции и обычаи. Сказанным в свой черед обуславливается и актуальность предложенной темы.
Целью настоящего исследования является рассмотрение взаимосвязи и соотношения права с национальными традициями.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
рассмотреть право и национальные традиции в системе социальной регуляции;
рассмотреть соотношение традиций и обычаев с правом.
Объектом исследования являются традиции, обычаи и право.
Предмет исследования соотношения права с традициями и обычаями.
Структура работы. Рассмотрение темы произведено с разбиением на главы, в каждой из которых раскрывается какой-либо аспект предложенной темы. В первой главе рассмотрены право и национальные традиции в системе социальной регуляции.
Во второй главе в соответствии с поставленными задачами рассматривается соотношение традиций и обычаев с правом.
В заключении объединены выводы по всей работе.
Объект исследования и поставленные задачи предопределили применение комплекса методов: анализ литературы, использование различных источников учебной и учебно-методической литератуы и их анализ; и т.д.
Теоретическая основа. О разработанности данной темы в правовых и политических науках можно судить по работам таких авторов, как Алексеев С.С., Анисимов П.В., Дробницкий О.Г., Зельцер И.М., Кашанина Т.В., Керимов Д.А., Кудрявцев В.Н., Лопуха А.Д., Мальцев Г.В., Марченко М.Н., Мелехин А.В., Нерсесянц В.С., Першиц А.И., Пиголкин А.С., Савельев А.Н., Сырых В.М., Хайкин Я.З., Черниловский З.М.
Глава I Право и национальные традиции в системе социальной регуляции
1.1 Основные положения и определения
В энциклопедии Кирилла и Мефодия дается следующие определение традиций и обычаев:
Традиция (от лат. traditio передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Обычай, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми .
В юридической литературе дается, как правило, хоть и не полностью совпадающие, но схожее определение традиций и обычаев. Так например, В.Д. Попков приводит следующие определения:
Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы (людей) форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах выражается психология определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в нравах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.
В воздействии на жизнь людей общества весьма близки к обычаям традиции - сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Обыча и традиции обладают признаками устойчивости. По сравнению с обычаем традиции представляют собой более широкое образование. Традиция - это такой социально-психологический феномен, который по содержанию значительно шире обычая. В качестве традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа, государства. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи .
Содержание
Введение 3
Глава I Право и национальные традиции в системе социальной регуляции 5
1.1 Основные положения и определения 5
1.2 Нормы обычаев, традиций в общей системе социальной регуляции 8
1.3 Автономизация социальных норм. 12
Глава II Соотношение традиций и обычаев с правом 18
2.1. Соотношение обычая и права 18
2.2 Соотношение традиций и права 24
2.3 Важность понимания национальных традиций при законотворчестве 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552; Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г., 2 октября 2007 г., 29 апреля, 11 июня 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изменениями от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г., 2 ноября 2004 г., 20 декабря 2005 г., 4 декбря 2006 г., 8 ноября, 6 декабря 2007 г., 14 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2207
Специальная литература
5. Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М» 2006 г.
6. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977 г.
7. Карбонье Жан. Юридическая социология. М.: Прогресс, 1986.
8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1999.
9. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972
10. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987.
11. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982
12. Лопуха А.Д., Зельцер И.М. Обычное право: вопросы теории и современная практика. Новосибирск, 2002.
13. Мальцев Г.В. Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999
14. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник М.: Маркет ДС, 2007 г.
15. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М.: Знание, 1986
16. Першиц А.И. Проблема нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979.
17. Сырых В.М. Теория права и государства: Учебник. М., 2001
18. Теория государства и права: Учебник / Под ред. к.ю.н., доцента П.В. Анисимова М.: ЦОКР МВД России, 2005.
19. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Зерцало», 2004.
20. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003 г.
21. Традиционная нормативная культура, организация власти и экономика народов Северной Евразии и Дальнего Востока. М., 2000
22. Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М., 1972.
23. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М: Юристъ, 2002 г.
Электронные источники
24. Савельев А.Н. Право без Традиции путь к сатанизму. Интернет источник: http://www.savelev.ru/book/?ch=679
25. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008 г. DVD версия