(Нет отзывов)
27 страниц
2019-07-22

Способности и одаренность. Курсовая работа

В наличии
1640 ₽

ВВЕДЕНИЕ В психологическом учении о личности способности и одаренность выступают как важные составляющие общей структуры личности, связанные с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития в процессе воспитания и общественно практичной деятельности. Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека. Способности определяются теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства и т.д. Каждая специальная способность представляет собой синтез определенных свойств личности, образующих ее готовность к активной и продуктивной деятельности. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Специальные способности составляют продукт развития специальных видов деятельности, которые имеют ведущее значение в общем развитии личности. Продуктом общего развития является одаренность, которую С. Л. Рубинштейн называет "общей способностью. Таким образом, с вопросом о соотношении одаренности и способностей стоит еще более фундаментальная проблема - проблема соотношения общего и специального развития, решение которой имеет важное значение для детской педагогической психологии. В генетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно - между одаренностью и способностями - с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако не следует забывать их относительный характер, ведь специальные способности как генетически, так и структурно связаны с одаренность, а одаренность конкретно проявляется в способностях и развивается в них. Вопросами одаренности и способностей занимались: Н.С. Лейтес, Р.С. Матюшкин А.М., Дж. Гилфорт, П. Торренс, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, Э.Де Боно, Дж. Рензулли и др. Целью данной работы является изучить соотношение способностей и одаренности. Объект исследования: способности и одаренность человека. Предмет исследования: соотношение способностей и одаренности. Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс задач: 1. Дать общую характеристику способностей. 2. Раскрыть содержание понятия «одаренность», ее виды. 3. Показать соотношение понятий «способности» и «одаренность».

Введение...................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы способностей и одаренности в психолого-педагогической литературе 1.1. Общая характеристика способностей.............................................. 5 1.2. Содержание понятия «одаренность».................................................. 12 1.3. Виды одаренности................................................................................ 22 Заключение.................................................................................................. 25 Литература................................................................................................... 26

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.: МПСИ, 2004.-144с.
2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994.-60с.
3. Богоявленская Д.Б. Одаренность: Рабочая концепция. - М.: Знание, 1998.-102с.
4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество//Вопросы пси-холо¬гии. – 1990.- №4. –С.5-9.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: 1999. - 336 с.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. -СПб.:Питр Ком, 1999.-252с.
7. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
8. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - с. 98-104.
9. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2т.-М.: Просвещение, 1986.
10. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Знание, 1971. – С. 31-108.
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2001. – 320 с.
12. Лейтес Н.С, Возрастная одаренность и индивидуальные различия.- М.: МПСИ, 2005.- 390с.
13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1999. - №6.
14. Основные современные концепции творчества и одаренности//Под. ред. Д.Б. Богоявленской. М: Академия, 1997.-434с.
15. Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов. сб. науч. тр.- Л: ЛГПИ, 1984.-385с.
16. Понамарев Я.А. Психология творчества // Вопр. псих. 1997. № 3. – С. 23-26.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком. 1999. с.720
18. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 9-20.
19. Теплов М. Б. Избранные труды.: В 2-х т., Т.1.-М.: Педагогика, 1970.- 370с.
20. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр.- Свердловск.: СИПИ, 1990.
21. Холодная М. А. Интегральные структуры понятийного мышления. – Томск: Книга, 1983. – С. 14-209.
22. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности// Психологический журнал. 1999. Т. 13. № 3. С. 84 – 93.
23. Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 121 – 128.
24. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей.- М.: МПСИ, 2004.- 336с.
25. Шадриков В. Д. Способности человека. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -С. 129-178.
26. Щебланова Е.И. Диагностика одаренности младших школьников // Школа здоровья. – 1999.- №1.-С. 26-37.

Список курсовых работ по предмету психология