1. Предпосылки земельной реформы
1.1 Социально - экономические предпосылки земельной реформы и правовая основа её проведения
Необходимость реформирования советского общества была обусловлена кризисом руководства народным хозяйством со стороны государства. Это проявилось также в сфере земельных отношений. Хотя в законе был провозглашен приоритет сельскохозяйственного землепользования, на деле он не соблюдался.
Государство сдерживало развитие товарно-денежных отношений; во многих случаях они подменялись натуральными расчетами. Действовали натуральные пропорции поставок сельскохозяйственной продукции, которые устанавливались государством в одностороннем порядке. Государственный аппарат осуществлял широкое вмешательство в сельскохозяйственное производство[1, с. 37].
В сфере земельных отношений все настойчивее возникала необходимость следующих реформ:
Придание земле денежной оценке переход к арендным отношениям при передаче ее в пользование;
Легализация частной собственности на землю;
Расширение полномочий местных органов власти в часть планирования использования земли и распоряжения ею; раздел государственных земель в натуре между центром, регионами и местными властями;
Налаживание информирования общественности о положении дел в земельном хозяйстве страны и выработка процедуры ее участия в решении спорных планов относительно использования земли;
Усиление значения экологических критериев ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;
Повышение эффективности государственного земельного кадастра и контроля за правильным использованием, охраной и улучшением земель.
Сложной самостоятельной проблемой является обеспечение рационального использования земель колхозов и других крупных сельскохозяйственных предприятий
Новой проблемой является землеобеспечение фермерских хозяйств. По ранее действовавшему законодательству такой категории пользователей земли вообще не предусматривалось. Отсутствовал свободный выбор форм землепользования граждан и их коллективов, аренда земли запрещалась под угрозой уголовной ответственности. Режим \"приусадебного\" землепользования граждан, проживающих на селе, делал их полностью зависимыми от колхозов и совхозов, поскольку им принадлежали все земли приусадебного фонда. От колхозов и совхозов зависело наделение граждан в сельских населенных пунктах; они же фактически нормировали размеры приусадебных участков[2, с. 74].
В настоящее время колхозы и совхозы лишены прав на землю, занимаемую гражданами; функции государственного управления этими землями переданы местным властям.
Организовывать крестьянское фермерское хозяйство могут и посторонние для существующих колхозов и совхозов лица. Эти лица могут претендовать на выделение им участков земли (как правило, в пределах средней по району нормы) их состава земель специального фонда земельной реформы, которой распоряжаются местные органы власти. К этим землям по закону должны быть отнесены неиспользуемые или плохо используемые сельскохозяйственные земли, а также бесхозные земли из других категорий государственного фонда.
Мероприятия земельной реформы нашли отражение в специальных Федеральных Законах России. Первый Закон \"О земельной реформе\" был принят Верховным Советом РСФСР 23.11.90 г.
Съезд народных депутатов РСФСР, который был высшим законодательным органом, одобрил проведение земельной реформы своим постановлением от 03.12.90 г. \"О программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса\". Конкретные задачи в области земельной реформы определялись Указами Президента РФ.
Закон РСФСР 2000 г. \"О земельной реформе\" отменил монополию государственной собственности на землю. Но допуская частную собственность на землю граждан и коллективов, он устанавливал ряд ограничений, направленных в основном на запрещение сделок с землей. Указы Президента РФ, а затем новая Конституция РФ устранили существовавшие ранее ограничения для собственников земли в частном секторе.
Положение Закона \"О земельной реформе\" 2000 г. были закреплены в Земельном кодексе РСФСР, принятом Верховным Советом РСФСР 25.04.91 г.[3, с. 46]
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Предпосылки земельной реформы 5
1.1 Социально - экономические предпосылки земельной реформы и правовая основа её проведения 5
1.2 Земельный фонд России и оценка земельных угодий 7
2. Право собственности на землю. Формы, виды, содержание 15
3. Особенности подготовки и проведения земельной реформы 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
1. Александрова Д. Долгий старт земельной реформы // Экономика и жизнь. 2007. № 3.
2. Волков С.Н. и др. Основы землепользования. - М.: Колос, 2002, - 144 с.
3. Волков С.Н. Землеустройство в ходе земельной реформы (2001 – 2005). М.: Колосс, 2007
4. Ерофеев Б.В. Земельное право России. М.: Юристъ, 2006.
5. Земельно-аграрная реформа в России. Законодательство. - М.: Юридическая литература, 2004. - 384 с.
6. Земельное право России: Учебник. - М.: \"Былина\", 2006. - 401 с.
7. Земельный кодекс РФ: Книга 1 из серии \"Кодексы РФ\"/ Приложение к журналу \"Юридический бюллетень предпринимателя\". - М.: АО \"Бизнес-школа \"Интел-Синтез\", 2007. - 48 с.
8. Ивакин А. Что в «земельном портфеле» Германа Грефа? // Российская биз-нес-газета. 22.02.05.
9. Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2006.
10. Методические указания к семинарским и практическим занятиям по экономике сельского хозяйства/Добрынин В.А., Беляев А.В., Росляков Н.Ф. и др., Под ред. В.А. Добрынина. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 2001. - 191 с.
11. Романенко Г.А., Комов Н.В., Тютюнников А.Н. Земельные ресурсы России, эффективность их использования. - М.: Россельхозакадемия, 2006. - 306 с.
12. Экономика сельского хозяйства. В.А. Добрынин, А.В. Беляева, П.П. Дунаев и др.; Под ред. В.А. Добрынина. - 3-е изд.перераб. и доп. - М.: Агропроиздат, 2000. - 476 с.
13. Яковлев В.Б., Корнев Г.Н. Анализ эффективности сельскохозяйственного производства. - М.: Росагропроьиздат, 2000. - 270 с.
14. Сайт «Земельный фонд Российской Федерации – 2006» www.kadastr.ru/ available_land.