Введение На фоне ухудшения социально-экономических условий проживания граждан России проблема экологического неблагополучия приобрела особую остроту. Она представляет реальную угрозу самим биологическим основам здоровья и жизнедеятельности населения страны. Несмотря на предпринимаемые меры со стороны государственных структур и общества, экологическая безопасность граждан России снижается, что наиболее остро проявляется в ухудшении качества среды обитания человека, снижении продолжительности жизни, увеличении заболеваемости, смертности и ухудшении генофонда населения; в образовании все новых обширных по территории зон экологического бедствия; истощении невозобновимых природных ресурсов; возрастании риска крупных техногенных катастроф и т.д. При этом важно учитывать, что всем этим негативным последствиям экологических процессов присуща значительная инерционность. Так, например, если сегодня полностью прекратится выброс озоноразрушающих веществ, то уже накопившееся их количество в атмосфере будет разрушать слой озона еще на протяжении десятилетий. Последствия выброса радиоактивных веществ от взорванных в атмосфере ядерных бомб, как и от работающих атомных станций, также будут сказываться негативно на состоянии природной среды долгие годы. Пестициды и иные химикаты, применяемые в сельском хозяйстве, при чрезмерном их употреблении могут загрязнить почву настолько, что ее использование для производства сельскохозяйственной продукции станет невозможным, а восстановление таких земель может занять не один год и даже десятилетие. Несомненно, что оздоровление окружающей среды, улучшение ее качественного состояния является одной из актуальных проблем, требующей незамедлительных действий. Длительное развитие страны в советский период в условиях целенаправленной плановой системы хозяйствования способствовали возникновению серьезных экологических проблем. Радикальные, порой бездарные рыночные реформы последних лет еще более обострили противоречия между обществом и природой, подведя их к опасной черте. Ситуацию усугубила и суверенизация субъектов Российской Федерации, непоследовательная реализация конституционного принципа «двойного» ведения - Федерации и ее субъектов - по вопросам права собственности и распоряжения природными ресурсами, обеспечения экологической безопасности. Республики и области поспешили принять законодательные акты, объявившие исключительное право собственности на природные объекты своих территорий, что при низком уровне эколого-правовой культуры значительной части населения, включая представителей отечественного бизнеса также способствовало ухудшению экологической обстановки. Необходимо отметить, что правовая база охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в настоящее время еще недостаточно сформирована и далека от совершенства, хотя с принятием и вступлением в силу в 2002 году нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» наступил новый качественный этап в развитии экологического законодательства.. К сожалению, с каждым годом растет количество ведомственных нормативных правовых актов, противоречащих основополагающим принципам РФ по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Опасным представляется и тот факт, что на базе значительного имущественного расслоения граждан в общественном правосознании, в том числе и не без участия различных институтов государственной власти, утверждается феномен правового нигилизма, отторжения законности все более значительной частью населения. Совершенно очевидно, что Россия сегодня нуждается в научно обоснованном, хорошо развитом экологическом законодательстве, в скоординированных правовых действиях органов власти и управления в центре и на местах, в упрочении взаимодействия правоохранительных и контролирующих экологических служб, в мощном общественном движении за оздоровление природы и нравственно-правовом экологическом воспитании населения. Возможно это только при условии получения каждым гражданином необходимых знаний отечественного и зарубежного экологического законодательства и практики его применения. Цель работы состоит в исследовании экологического управления России и правовая защита окружающей природной среды. Задачи работы следующие: 1. Проанализировать экологические проблемы России и выяснить деятельность Ростехнадзора; 2. Определить плату за использование природными ресурсами; 3. Рассмотреть нормативно-правовую базу в сфере охраны окружающей среды. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. 1. Деятельность Ростехнадзора В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере: • охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр • промышленной безопасности • безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения) • безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) • безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики • безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Введение 3 1. Деятельность Ростехнадзора 6 2. Плата за пользование водным объектом 9 3.Инструктивная методика расчета платы за отходы 10 4. Основные функции государственных органов в области охраны природы 11 5. Нормативно-правовое регулирование охраны окружающей среды 18 Заключение 29 Список использованной литературы 31
1. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // Российская газета 8 июня 2006 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
3. Постановление Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраны окружающей природной среды»//Российская газета, 1999, 4 февраля.
4. Постановление Правительства РФ «Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды»//Собрание законодательства РФ 1999. – № 3.
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов РФ»//Экологическое законодательство РФ: Сборник законов.
6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральной службе лесного хозяйства России»//Российская газета, 1994 г., 29 июля.
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ»//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998.
8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998.
9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998.
10. Федеральный закон «О местном самоуправлении в РФ»//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998.
11. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998.
12. Лори А. Живой океан. – Л., 1976.
13. Экологическое право России: Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. – М.: Институт международного права и экономики. Изд. «Триада, Лтд», 1997.