Составную часть истории первоначального общества, его культуры представляет религия. Проблема ее происхождения волнует всех великих исследователей, взгляды которых со временем оформились в диаметральное противоположные концепции - от утверждения о врожденности религиозных идей и богословского истолкования религии как откровение Бог человеку к обоснованию так называемого безрелигиозного периода в истории человечества. Впрочем последний тезис большей частью считают пропагандистским изобретением, которое должно был обслуживать процесс преодоления религии.
Большинство ученых связывают появление религиозности с существованием человека современного типа, который жил не раньше 40 тыс. лет тому и назван кроманьонцем по месту первой находки ее останков в гроте Кро-Маньйон 1868 г. Для кроманьонца характерен такой тип общинной жизни, в котором отбор по видовым биологическим качествам был преодолен. Другими словами, на смену сложных инстинктов, которые, конечно, имеют биологический характер, пришли социальные законы, которые, в конце концов, вызвали возникновение общества. Археологи утверждают: кроманьонец иногда мог себе позволить делать запасы или даже перебирать куаньями. Из таких далеких времен дошли к нам украшения на орудиях труда, художественные изделия из костей животных, рисунки на стенах пещер, глиняные статуэтки. Это было время мустьерской эпохи, а, вероятно, и кое-что более ранее - поздний ашель. Люди родовой общины не отделяли себя от природы. Соответствующая территория, ее растительный и животный мир, земля, ее недра - все это воспринималось как единое целое. Самой природе, ЕЕ силам приписывали свойства вплоть до родственной организации и дуалистического деления на две семейные половины. Человеческому роду передавались свойства природы включительно с воспроизведением ее стихийных явлений.
Окружающую среду человек осваивал в единстве с тем первоначальным общественным коллективом, к которому он принадлежал. Именно коммунальная деятельность давала ему возможность в необходимых для жизни границах властвовать над природой. Условия жизнедеятельности выработали у этих людей первые привычки самообладания, храбрость, сноровка, а также соответствующую наблюдательность, практическое сознание, которое, в свою очередь, помогло организовать хозяйственную деятельность, в частности охоту, рыболовство, собирание разных плодов. \"Начальные верования были тесно связаны с жизнью - с природой всей окружающей среды, так как этого требовала бытом, среда - это были верование натуралистические, основанные Человек хотел быть со своей природой в наилучших отношениях, так как ясно видел, что во всем зависит от нее, и потому начальная религия была основана на борьбе со своей окружающей средой, за свое существование, собственное на определенном отношении к этой окружающей среде, - к солнцу, воде, земле, деревьям и т др., а особенно к зверям. Первоначальная вера была вера практическая, домовая, хозяйственная, необходимая человеку на каждом шагу, так как была крепко связана с работой. Это была религия реальной жизни, позже земледельческая, как часть жизни человека, когда его вера и жизнь были неразделимо связанные сотнями нитей\".
Очевидно, неразвитое мышление древнего человека еще не знало понятий высокого уровня абстрактности. Тем не менее это не означает, что при таких обстоятельствах не могла возникнуть вера в сверхъестественное. Ведь, кроме эмпирического и абстрактного познания, существует интуиция, непосредственно связанная со сферой подсознательного. Последняя дает возможность воспринимать свою причастность к процессам, которые происходят во Вселенной. Религия помогает человеку постичь наличие какой-то абсолютной реальности, которая содержится вне мира явлений, ее называют еще общей закономерностью. Религия - это вера в Абсолют, который является сущностью мира, в который как целостное бытие входит своей духовностью каждый человек по своей земной и вне земной жизни. Поскольку эту сущность нельзя постичь во всей ее полноте и беспредельности ни ощущениями, ни умом, то каждый человек приходит к религии по-своему.
Археологические находки удостоверяют, что первоначальные формы религии были такими же примитивными, как и человек и общество того времени, ее корни нужно выводить из соответствующих условий жизни первоначальных людей, условий, которые существовали в начале антропогенеза. Первоначальные формы религиозных представлений порождались олицетворением. Все явления и предметы человек объявил живыми личностями, которые действуют сознательно, подобно самому человеку. Ведь человек осваивается со всем неизвестным через известное. Таким образом олицетворяются не только конкретные предметы, а и общие понятия и представления. Со временем человек убеждается, что то или другое явление - безжизненное и несознательное. Однако им кто-то руководит, в окружающих процессах и объектах существуют сверхъестественные двойники - духи. Правда, последние пока что не творцы, а лишь хозяева предметов и явлений. Духи имеют свою градацию: одни более сильные, другие - более слабые, но своеобразной подчиненности еще нет.
Вера в сверхъестественные существа, которые содержатся в любых телах (души) или действуют самостоятельно (духи), называется анимизмом. Согласно с ней, вся природа, живая и безжизненная, имеет душу, а человек своими магическими действиями может влиять на естественные и сверхъестественные силы: добрые употреблять в пользу, на добро, а силы нехорошие-лихие обезвреживать, отвергать. Это стало основой анимистического мировоззрения. Кстати, немало данных удостоверяют, что верование в души возникло несколько ранее, нежили в духов. В жизни первоначальных людей анимистические верования были очень распространенными: вся природа представлялась им одухотворенной, поэтому люди были убеждены в существовании души у животных. Отсюда, в частности, походит обычай не убивать пойманное животных, а сначала связывать его и ожидать естественной смерти. При таких обстоятельствах верили, что душа животных будет для людей опасной. Иногда после убийства животного просили у него прощения, уверяя при этом, что совершили такой акт целиком случайно.
Как утверждают этнографы, первоначальный человек верил, что он состоит из двух частей - тела и души, причем последняя может находиться в разных частях тела. По другим верованиями, душа человека содержалась в его крови. Достоверно, такой вывод вытекал из продолжительных наблюдений за раненными соплеменниками, которые теряли жизнь вместе с кровью, которая вытекала из раны (вследствие участия в охоте, военных стычках). Наши предки верили, что во время традиционного братания, когда несколько людей смешивали свою кровь и причащались ею, происходил обмен душами, устанавливались родственные отношения. Думая, что душа находится в глазах, верили, в частности, в \"дурной глаз\", в то, что можно \"сглазить\" другого человека. Иногда носителями души считали также волосы, ногти.
Душой человека считался и процесс дыхания. К такому выводу привело, наверное, то, что у человека в момент смерти прекращается дыхание. Не случайно в языках многих народов мира слова \"душа\" и \"дыхание\" имеют общий корень. Иногда душа отождествляется с тенью. Вот почему некоторые племена боялись в солнечный день ходить по берегу реки, остерегаясь крокодила, который может \"схватить\" тень, а вместе с ней и человека.
Развитие анимистических представлений привело к мысли, что души людей имеют способность покидать тело, в частности во время сна. Вот почему существовал обычай не будить спящего человека. Боялись, что, возвратившись к своему владельцу, душа не найдет тела. Первоначальный человек воспринимал сны как действительность. Часто душа воображалась в виде мотылька, птицы или насекомого. Для \"лишения\" себя влияния душ умерших люди часто оставляли жилье, возле которого погребали покойника, а его семье изменяли имена, раскрашивали свои тела, чтобы душа покойниа не узнала их. Со временем возникшая мысль о существовании потустороннего мира, который воображался сначала копией земного. Потусторонний мир одни \"помещали\" на небе или высоко в горах, другие - под землей или на далеких островах.
Распространенной была также вера в переселение или перевоплощение душ, когда души покойников якобы воплощались в новорожденных. Внимательно осматривать каждый новорожденный ребенка, стремились определить, на кого из умерших предков он мог быть похож, затем давали ей соответствующее имя. Если этого не удавалось сделать, перед ребенком называли имена предков к тому времени, пока она голосом не \"давала знать\" о своем выборе.
Английский ученый Э.Тайлор (1832-1917.) в книге \"Первобытная культура\" выдвинул анимистическую теорию происхождения религии, согласно которой вера в нематериальные души и духи была древнейшей формой религиозных представлений. Под анимизмом (лат. anima - душа) он, кстати, преимущественно понимал веру в духовные существа, в существование человеческих душ, не отделенных от тела и бессмертных. Некоторые исследователи вкладывают в термин\"анимизм\" более широкое понятие, которое охватывает также телесную душу. Другие ученые под анимизмом понимают не только веру в души, а и всеобщую одухотворенность природы.
Еще одна из первоначальных форм религиозных верований получила название фетишизм, (франц. fetiche - идол, талисман). Это вера в сверхъестественные свойства не одухотворенных предметов, например, орудий работы (бытовые вещи, а позднее - и специально изготовленных культовые предметы). Скажем, люди первоначального общества желали, чтобы животные попало в ограду, оказалась в их хозяйстве. Рисунки раненного животных в отряде рядом с жильем - распространенный сюжет палеолитического искусства. Возбужденное воображение первобытного человека порождало у него веру, что эти рисунки сами по себе могут удовлетворить их стремление. В конце концов, объектами поклонения - фетишами - могли быть не только естественные, а и созданные человеком предметы. Австралийский ученый-энциклопедист Д.Линдсей считал, что фетиш - это наделенный чудодейственной силой предмет, который приобретался в частную собственность. Его влияния ограничено. Это своеобразная связь между индивидом и миром духов, который может использоваться для освобождения сил самых духов. Вместе с тем - это путь к конкретным магическим целям и объект специального культа. На основании полученных данных он утверждал, что фетишная форма в Америке намного более близкая к тотемному уровню, а в Африке - больше приближалась к божеству. Последнее делает ее важнейшим объектом поклонения.
Содержание
Введение 2
I. Общая характеристика первобытной культуры 2
ІІ. Первобытная религия 6
ІІІ. Первобытное искусство 13
Заключение 15
Список литературы 16
1. Культурологи в вопросах и ответах М., 1998
2. Культурология. История мировой культуры // Под ред. Марковой А. Н.- М., 1995
3. Культурология // Под. ред. Радугина А.А.- М., 1998
4. Культурология // Под ред. Кефели В.Т. и др СПБ 1999
5. Сапронов П.А. Курс лекции по теории и истории культуры М., 1999
6. Хрестоматия по культурологии // Под ред. Кефели - СПБ 1999
7. Белогрудов О. А. Культурологи М., 1998
8. История мировой культуры: наследие Запада М.,1998
9. Культурология М., 1993
10. Пилипенко А.А., Яковлев И.Г. Культура как система М., 1998
11. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии
12. Философия культуры: становление и развитие //отв.ред Каган М.С.- Спб 1998
13. Энциклопедический словарь по культурологии М., 1997
14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПБ, 1996
15. Ерасов Б. С. Социальна культурология М., 1996.