(Нет отзывов)
20 страниц
2019-09-07

Философия и мифология. Реферат

В наличии
549 ₽

Введение
По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно представле¬ние о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого тако¬во характерное содержание философии.
По своему методу философия есть рациональный способ объясне¬ния действительности. Она не довольствуется эмоциональными сим¬волами, а стремится к логической аргументированности и обоснован¬ности, В этом отличие философии от религии, искусства, мифологии, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе. Художественный образ, метафора, сравнение и др. в филосо¬фии играют вспомогательную роль.
От философии как рационального теоретического знания сле¬дует отличать философские запросы. Философские запросы могут содержаться в религии, мифологии, художественной литературе, даже в поэзии и живописи. Существование философских идей в нефилософских формах культуры свидетельствует о потребности человека и общества так или иначе осмыслить предельные основа¬ния своего бытия.
Научный интерес к такой категории как миф имеет достаточно длительную историю, но понимание мифа как возможной объяснительной модели происходящих в современном мире событий пришло сравнительно недавно. Многие ученые, несмотря на различность во взглядах на современную мифологию, согласны сегодня в том, что социально-политическую культуру нельзя анализировать без учета таких структур как социальный миф. Миф затрагивает все сферы жизни человека и становится распространенным средством нравственной и политической ориентации людей.
Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Если европейцы до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античными мифами, то затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. В Библии прослеживаются отголоски мифологической эпохи у семитских народов, у арабов до принятия ислама существовала своя мифология.
Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.
Мифология формировалась на ранних стадиях развития общества. Это первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, появление людей, животных, причины стихийных явлений, определить свое место в мире. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержащими нравственные нормы и эстетические представления, сочетающие реальность и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделял себя из природы.
В данной работе раскрывается основное содержание этих понятий, выявляется их взаимосвязь.







Глава 1. Мифология как первооснова развития философии
1.1. Возникновение мифологии, ее первоосновы
Мифоло́гия (греч. μυθολογία, от греч. μῦθος предание, сказание и греч. λόγος слово, рассказ, учение):
1. Система сакрального знания различных народов мира, общественных групп, основанная на традиционных преданиях, характеризуется метафоричностью, верой в чудесное.Мифология призвана объяснить происхождение и устройство мира, место человека в нём.
2. Священные рассказы, входящие в религиозную систему.
3. Научная дисциплина, изучающая мифы (исследование источников, смысла, социальной почвы) .
Проанализировав основную литературу по данному вопросу, выявлено 3 теоретических подхода в качестве методологического обоснования изучения мифа: семиологический подход Р. Барта, концепцию коллективного бессознательного К. Г. Юнга и символический подход Э. Кассирера. С учетом этих теоретических подходов была выделена структура мифа, которая содержит в себе 3 базисных элемента: архетип, символ и ритуал.
Архетипами коллективного бессознательного являются прообразы (фигура, человек или событие), повторяющиеся на протяжении всей истории, которые на бессознательном уровне закрепляются в социокоммуникативные сюжеты. Механизм мифологизации реалий по Юнгу - это проекция, при котором абстрактные фигуры коллективного бессознательного приобретают конкретную и понятную для каждого члена общества форму. Архетипы всегда сопровождают человека и являются источником не только мифологии, но и религии, искусства. На современном этапе они воспроизводятся в СМИ. В современных политических мифах мы наблюдаем архетипические образы героя, врага, отца, матери и т.д. Они проявляются, наполняясь конкретным содержанием посредством символов.
Второй основной элемент структуры мифа - символ. Символом являются знаковые изображения, в которых заложен, кроме поверхностного и более глубинный смысл. Как замечает Э. Кассирер, человек не соприкасается непосредственно с реальностью. Всегда между ним и реальностью есть еще и третье звено - символическая систем. Миф является частью символического универсума и с помощью мифа содержание политического символа разворачиваются, вызывая определенные эмоции и действия.
Третий структурный компонент - ритуал. Роль ритуала в политической жизни заключается в закреплении изменений, происходящей в ней. Во время исполнения ритуального действия возникает общий психологический эффект: чувства и эмоциональное состояние включается в единое русло коллективного бессознательного. Многократное повторение ритуальных действий ведет к снижению способности к критическому мышлению, что открывает путь для манипуляции сознанием.
Самые первые, тем самым их можно так же назвать стержневыми, попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности, причем преобладало аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев).
Платон противопоставил наряду с мифологией философско-символическую ее интерпретацию . Эвгемер (IV-III вв. до н.э.) видел в мифических образах обожествление исторических деятелей, положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов, распространенному и позднее. Средневековые христианские теологии, не только поставили под сомнение античную мифологию, но и полностью парализовали ее существование в обществе, как неугодную власти и народу, возрождение мифологии произошло много лет спустя в эпохе Возрождения, именно тогда в ней увидели выражение чувств и страстей эмансипирующейся человеческой личности.

Содержание:
Введение 3
Глава 1. Мифология как первооснова развития философии 5
1.1. Возникновение мифологии, ее первоосновы 5
1.2. Мифология в античном мире 12
Глава 2. Истоки философии, ее роль в науке 15
2.1. Основное содержание философии 15
2.2. Философия как потребность человеческого духа 17
Заключение 19
Список литературы 20

Список литературы:
1. Гринько В.С. Философия в России: парадигмы, проблемы, решения. Кострома: Изд-во Костромской ГСХА, 2003. 190 с.
2. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 2003. 151 с.
3. Лосский Н.О. История русской философии. М.: «Гренада», 2005. 468 с.
4. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 2004. 410 с.
5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2001. 145 с.
6. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 2002. 187 с.
7. Семушкин А.В. Мифологический и эмпирический истоки философского знания // Историко-философский ежегодник. 2004. С. 17-39.
8. Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки, 2001. №10. С. 3-20.
9. Философия: Учеб. для вузов / Гл. ред. Л.Г.Кононович. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. С. 6-15.
10. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М 2002.
11. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики до современности. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 8-14.

Список рефератов по предмету философия