Введение Эффективное решение задач по преобразованию российского общества невозможно без надлежащего правового обеспечения соответствующих сфер общественных отношений, без нормативного воздействия на жизнь государства, общества и личности. Нормотворчество занимает центральное место в деятельности любого государства, именно по его результатам судят о степени демократичности, цивилизованности и культуры. В основе нормотворческого процесса лежат, с одной стороны, потребности постоянно развивающейся общественной жизни, а с другой - необходимость обеспечения базовых ценностей, характерных для любого государства и связанных с защитой прав и свобод личности, государственного суверенитета, национальных интересов и безопасности. Цель нормотворчества – принятие необходимого государственной власти нормативного правового акта. Нормативный правовой акт – это удостоверенное официальным документом действие органа государства, которым в письменной форме провозглашается обязательный для исполнения порядок построения отношений между субъектами права (лицами) при возникновении на практике определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов), т.е. провозглашаются правовые нормы. Волевые нормативные установления являются показателем силы или слабости государственной власти, поскольку могут содержать правила, необходимые для практической организации порядка, но могут провозглашать положения, которые вместо упорядочивающего воздействия объективно способны спровоцировать напряженность в отношениях, недовольство, возмущение и т.д. По этой причине нормативные правовые акты принимаются не произвольно, а по специальному распорядку, который призван неуклонно обеспечивать формулирование необходимых практике правовых норм. Как правило, указанный распорядок (процедура) включается в понятие нормотворчества. Целью курсовой работы является комплексное исследование нормотворчества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть понятие и сущность нормотворчества. 2. Дать классификацию нормотворчеству. 3. Выявить принципы нормотворчества. 4. Рассмотреть нормотворческий процесс. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с разработкой, принятием и применением нормативных актов. Предмет исследования составляет процесс нормотворчества. Методологической основой исследования выступает диалектический метод как всеобщий метод научного познания. Наряду с ним в работе использованы общенаучные, частно-научные и специальные методы познания, такие, как сравнительно-правовой, логический, статистический, социологический, структурно-функциональный и др. Глава 1. Общая характеристика нормотворчества 1.1. Понятие и сущность нормотворчества Еще в «Немецкой идеологии» было показано, что право развивается из процесса разложения естественно сложившихся форм общностей и возникновения отношений собственности, с последующим развитием феодальных и буржуазных отношений. Соответственно, утверждение буржуазных отношений привело не только к рецепции права, но и к настоящему его развитию. Зарождение права в период становления классового общества происходило прежде всего там, где официально санкционировалось и развивалось, прежде всего в сфере товарных отношений – торговли и займов. В это же время санкционировалось убийство, телесные повреждения, оскорбления, которые считались принадлежностью к нормам морали и религии, делом личной расправы (кровной мести). И то и другое считалось нормальным. Происходило это с развитием классовых отношений и означало перерастание права индивидов в нормы общего характера, защищаемые государством, т.е. развивалось объективное право из субъективного права. Т.е. можно сказать, что в этом и заключается основная сущность нормотворчества, когда его социальная основа (нормы морали, религии, обычаев, ритуалов) служит «базой» для развития права в целом, необходимости его санкционирования для дальнейшего развития взаимосвязи между обществом и государством. Такой путь развития нормотворчества, от защиты фактических отношений до официального признания всеобщим субъективного права в нормах законов происходил стихийно. В дальнейшем такой путь нормообразования остается, хотя уже не всегда занимает господствующее положение. При последующем развитии общества и государства, по мере роста активности власти и рациональности развития права, появляется другой путь развития нормообразования, когда объективные потребности господствующего способа производства
Введение...3
Глава 1. Общая характеристика нормотворчества...5
1.1. Понятие и сущность нормотворчества...5
1.2. Классификация нормотворчества.....11
Глава 2. Содержание нормотворчества...15
2.1. Принципы нормотворчества..15
2.2. Нормотворческий процесс.17
Заключение.25
Список литературы27
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. М., 2005.
2. Авалян Р.М. Гражданское нормотворчество федеральных органов исполнительной власти: актуальные проблемы // Законодательство. 2009. № 9.
3. Арзамасов Ю.Г., Певцова Е.А. Новое "указное" нормотворчество: общая характеристика результатов; тенденции развития // Государство и право. 2010. № 1.
4. Арзамасов Ю.Г. Ведомственное нормотворчество как тип юридической деятельности // Государство и право. 2006. № 9.
5. Бабенко П.М. Теория государства и права. М., 2000.
6. Будылка В. Региональное нормотворчество // Российская юстиция. 2001. № 5.
7. Васильев М.А. Нормотворческий процесс в муниципальных образованиях. Обнинск, 2002.
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 2009.
9. Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права. М., 2004.
10. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Улан-Удэ. М., 2005.
11. Дрейшев Б.В. Проблемы законотворчества в новых условиях // Правоведение. 1994. № 5.
12. Кудинов О. А. Теория государства и права. М., 2008.
13. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. М., 2004.
14. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001.
15. Соловьева О.В. Нормотворчество органов местного самоуправления // В сб.: Политика. Власть. Право / Под ред. С.А. Комарова. СПб., 2004.
16. Султанов А.Р. Правовая определенность и судебное нормотворчество // Законодательство и экономика. 2007. № 11.
17. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006.
18. Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003.
19. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2000.
20. Францифоров Ю.В. Нормотворчество как способ разрешения противоречий в уголовном судопроизводстве // Следователь. 2006. № 8.
21. Хныкин Г.В. Особенности локального нормотворчества // Законодательство. 2005. № 4.
22. Царьков И.И. Нормотворчество: От приказа-повеления к закону, от закона к праву // Право и политика. 2003. № 7.
23. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2008.
24. Шестакова Е.В. Локальное нормотворчество // Трудовые споры. 2008. № 4.
25. Щавинский Б.В. Правовая позиция в нормотворчестве: Значение, техника выражения, проблемы реализации // Нормотворчество муниципальных образований России. Нижний Новгород, 2002.