В списке иллюзий, порождаемый не адекватностью личного жизненнго опыта, особенно интересно выделить следующие:
Эффект повального увлечения тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям.
Систематическая ошибка, связанная с подтверждением тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции.
Систематическая ошибка согласованности тенденция проверять гипотезы исключительно путём прямого тестирования, вместо того, чтобы тестировать возможные альтернативные гипотезы.
Эффект узких рамок использование слишком узкого подхода или описания ситуации или проблемы. Эффект воздействия рамок различные выводы в зависимости от того, как данные представлены.
Эффект морального доверия человек, относительно которого известно, что у него нет предубеждений, имеет в будущем большие шансы проявить предубеждения. Иначе говоря, если все (в том числе он сам) считают человека безгрешным, то у него возникает иллюзия, что его любое действие также будет безгрешным.
Перфект псевдоуверенности тенденция принимать решения, избегающие риска, если ожидаемый результат позитивный, однако принимать рискованные решения, чтобы избежать негативного исхода.
Селективное восприятие тенденция, состоящая в том, что ожидания влияют на восприятие.
Подчинение авторитету склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия. Смотрите также Эксперимент Милгрэма.
Ошибка игрока тенденция полагать, что отдельные случайные события испытывают влияние предыдущих случайных событий.
Иллюзия Корреляции ошибочная вера во взаимосвязь определённых действий и результатов.
Эвристика доступности оценка как более вероятного того, что более доступно в памяти, то есть уклонение в сторону более яркого, необычного или эмоционально заряженного.
Итак, иллюзии - неотъемлемая черта любого восприятия, которое только и занимается тем, что сопоставляет их с тем, насколько они согласуются с реальностью (иногда для этого просят ущипнуть. Соотвественно, потеря жизненного опыта соответствия реальности (физиологические нарушения или установление ложных, не соотвествующих действителньости, связей) приводит к иллюзиям и афазиям. Именно иллюзии, расходящиеся с реальностью порождают многие творческие процессы, когда человек или поражен их значимостью, или они для него становятся настолько желанны, что своей деятельностью человек пытается изменить реальность так, чтобы достичь соответствия этим мечтам. Но в отличие от позитивного творческого процесса, направленного вовне, а не только на себя, многие не находя достаточно сил, предпочитают изменять свой внутренний мир, находя для этого вполне посильные средства.
Что можно сказать про иллюзии, кроме того, что они есть и ими грешит каждый? Распространенные мнения - очень разны, начиная с того, что вообще нет иллюзий до того, что весь мир - сплошная иллюзия. Есть ли шанс понять, как с этим обстоит дело на самом деле и как это можно практически учитывать?
Да, есть! Для этого, всего лишь нужно понимать механизмы восприятия и то, как осознается воспринимаемое. Чтобы меня не посчитали садистом, отсылающим нормального человека в эти дебри, сделаю некое резюме.
В мире нет иллюзий, они есть в нашем восприятии мира. Если называть иллюзией то в восприятии, что не соответствует воспринимаемому в некоторой его части или полностью, что делает ожидания в этой части неоправданными, а реакции неадекватными, то можно сказать, что иллюзии сопутствуют любому восприятию без исключения. Просто потому, что наши органы чувств не приспособлены для отклика на все существующие проявления реальности, а ограничены только тем, что эволюция этих механизмов оптимизировала для целей выживания вида. Так, зрительные рецепторы максимально чувствительны только к трем цветам, а промежуточные воспринимаются сразу двумя соседними по цветовому восприятию рецепторами, т.е. все они иллюзия, по которой невозможно судить о длине волны видимого цвета, - их восприятие неадекватно.
Мало того, только ничтожно малая часть нашей зрительной сетчатки способна воспринимать резко сфокусированную картинку. Наш глаз совершает разнообразные сканирующие движения, чтобы последовательно считать важные элементы изображения резко (это - кроме постоянного быстрого дрожания поля зрения). Но в голове стоит целостная картинка (она в самом деле "стоит", представленная самоподдерживающейся активностью участков нервной сети, отвечающей за все наблюдаемые элементы изображения), нам она кажется вся резкой (стоит только вниманию захотеть увидеть в ней дополнительную деталь, глаз тут же дополнит упущенное новыми подробностями). Эта картинка - иллюзия: чисто субъективное представление объективно наблюдаемого, и эта картинка у каждого очень индивидуальна.
Но мозг, постоянно сталкиваясь с задачей как можно точнее передать свойства внешнего, компенсирует все то, что мешает точной передаче этих свойств после каждого столкновения с несоответствием: компенсируется переворот изображения линзой хрусталика, искажение геометрических пропорций из-за не идеальности линзы, компенсируется цветопередача, возрастное помутнение хрусталики, любые дефекты сетчатки. Так возникает все более достоверное отображение свойств реальности. Но многие из искажений так и не встречают противоречия при столкновении с реальностью и остаются нескомпенсированными.
Список использованной литературы
1. Вудвордс Р.С. Зрительное восприятие глубины - М.: Просвещение, 2006 455 с.
2. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. М.: Проспект, 2006 309 с.
3. Запарожнов А.В. Восприятие и действие. М., Просвещение, 2007 543 с.
4. Климов Е.А. Общая психология. М.: Юрайт 2006. 852 с.
5. Крушинский Л.В. Экспериментальная психология. М.: Прогресс,
2005 487 с.
6. Маклаков А.Г. Общая психология СПб., М.: Юрайф, 2007 765 с.
7. Милерян Е.А. Графическая методика исследования личности. М., Прогресс, 2006 564 с.
8. Никандров В.В. Психология: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Прозпект, 2008. 903 с.
9. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. М.: Проспект, 2006 634 с.
10. Петровский В.П. Общая психология: учеб. для ВУЗов 3-е изд., - М.: Просвещение, 2006 789 с.