Введение. Проблема психологического стресс, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда. Деятельность руководителя часто связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействи¬ем (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенап-ряжением физических и психических функций. Термин «стресс» широко используется в ряде облас¬тей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколь¬ко различающийся смысл с точки зрения причин воз¬никновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, про¬явлениями и последствиями воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом иссле¬дований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используе¬мые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоци¬онального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы. Стресс как особое психическое состояние связан с за¬рождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминирует¬ся и отражается в мотивационных, когнитивных, воле¬вых, характерологических и других компонентах лично-сти. Именно поэтому феномен стресса требует специаль¬ного психологического изучения. [1; 1-3] Большое значение имеет профилактика стресса в работе у руководителя, так как именно у руководителей, в связи с большой ответственностью за работу, за весь коллектив встречаются стрессовые состояния. Цель данного исследования: изучение влияния стресса на профессиональную деятельность руководителя. Объект исследования: руководители различных управлений. Предмет исследования: профессиональный стресс в работе руководителя. Задачи исследования: 1. Изучить проблемы стресса в зарубежных и отечественных исследованиях. 2. Дать общую характеристику видам и формам проявления стресса. 3. Изучить общую характеристику профессионального стресса. 4. Определить симптомы стресса у руководителя. 5. Изучить влияние стресса на профессиональную деятельность руководителя. Гипотеза исследования – стресс влияет на психическое здоровье руководителя. Теоретико-методологической основой работы стало изучение работ основоположника понятия о стрессе Г. Селье, отечественных ученых А.Б. Леонова «Психодиагностика функциональных состояний человека», работ Ю.В. Щербатых, результатов исследований, посвященных стрессу и опубликованных в специальных периодических изданиях. Бодрова В. А. «Информационный стресс».
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения стресса.
1.1. Изучение проблемы стресса в зарубежных……….……………….…5 и отечественных исследованиях.
1.2. Виды и формы проявления стресса…………………………………...12
1.3. Общая характеристика профессионального стресса…………….…..17
1.4. Симптомы стресса у руководителя……………………………………20
Глава 2. Исследование влияния стресса на профессиональную деятельность руководителя.
2.1. Организация и методы исследования……………..…………………….24
2.2. Результаты исследования………………………………………….……..27
2.3. Обсуждение результатов. Разработка рекомендаций……….………….28 по профилактике стресса.
Заключение……………………………………………………………………..33
Библиографический список источников использованной литературы…….34
1. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
2. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - №17. - с.64-74.
3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - с.113-123.
4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. -265с.
5. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. — 200 с.
6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 583с.
7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 258с.
8. Постылякова Ю. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2005. -№6. -С.35-43.
9. Прохорова Л.Н. Опросник «Психическое выгорание» // Управление ДОУ. – 2003. - № 4. – с. 16.
10. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
11. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1992. - 165с.
12. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - 208с.
13. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с.
14. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256с.
15. www.stress.depressii.net