Введение
Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики. оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
Каждый предприниматель самостоятельно устанавливает цену за свой товар. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен. Единые цены важны там, где предприниматель предлагает рынку стандартизированный продукт серийного производства. В этой обстановке важно, чтобы массовый потребитель знал цену, сравнивал ее с ценой конкурирующих товаров и без проблем принимал решение о покупке.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Перед всеми предприятиями и организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие и классификацию цены, а также влияние различных факторов на формирование цены.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Дать понятие цены, роль цены в хозяйственной деятельности;
Определить подходы к проблеме ценообразования;
Охарактеризовть функции и систему цен .
Предметом исследования в данной работе является цена и ценообразование.
1. Понятие цены, роль цены в хозяйственной деятельности
Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как о денежной стоимости единицы товара. В случае, когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, количество становиться товарной ценой данного товара. Чтобы получить достаточно полное представление о цене как о многогранной экономической категории, необходимо усвоить понятия цены продавца и цены покупателя.
Цена покупателя – цена, по которой покупатель готов, согласен и способен приобрести единицу (партию) товара. Цена покупателя формируется, исходя из собственных представлений лица, приобретающего товар, о полезности товара, его нужности, оценки сравнения с аналогичными замещающими товарами, в зависимости от моды на данный товар, а также с учетом уровня дохода покупателя, имеющихся у него в наличии денежных средств. В целом в цене покупателя отражается его спрос на данный товар, потребительские предпочтения этого товара на рынке, поэтому цена покупателя может быть названа ценой спроса.
Цена продавца – цена, по которой продавец желает, готов, согласен, предлагает продать свой товар, исходя из издержек производства и обращения товара, производственных возможностей изготовителя, цен на аналогичные замещающие товары. В целом цена продавца есть цена предложения товара со стороны его продавца, поэтому она зависит от тех факторов, которые влияют на предложение товара на рынке. На цену продавца способен оказывать влияние и субъективный фактор в виде психологии продавца. Термин «цена продавца» отражает одновременно и цену производителя товара, так как именно производитель в определяющей степени формирует цену, по которой продавец предлагает товар покупателю.
Введение 3 1. Понятие цены, роль цены в хозяйственной деятельности 5 2. Подходы к проблеме ценообразования 9 3. Функции и система цен 13 Задание 1. Годовой фактический объем товарной и реализованной продукции 16 Пояснительная записка 16 Вывод 17 Задание 2 18 Пояснительная записка к заданию 2 19 Вывод 20 Задание 3 21 Пояснительная записка к заданию 3 21 Вывод 21 Задание 4 22 Пояснительная записка к заданию 4 24 Вывод 24 Задание 5 25 Пояснительная записка к заданию 5 25 Вывод 25 Задание 6 26 Задание 7 28 Пояснительная записка к заданию 7 28 Задание 8 29 Пояснительная записка к заданию 8 29 Вывод 30 Задание 9 31 Технико-экономические показатели 32 Список литературы 33
1. Афанасьев И.В. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебное пособие / И.В. Афанасьев.— М.: Проспект, 2004
2. Боброва М.А.. Экономический анализ: учебное пособие для студентов вузов / В. Г. Когденко.— М.: ИД ФБК-Пресс, 2007
3. Любушин, Николай Петрович. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Н. П. Любушин .— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
4. Маркарьян, Эдуард Арамович. Финансовый анализ: Учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян .— 4-е изд., испр. — М.: ИД ФБК-Пресс, 2003
5. Прыкина, Лариса Викторовна. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов / Л. В. Прыкина .— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
6. Основы экономического анализа деятельности предприятия: Учебное пособие для экономистов-практиков, студентов высших учебных заведений и преподавателей/ Пястолов С.М.- М.: Проспект, 2005
7. Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002
8. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предпряития: Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2004.
9. Экономика предприятия: Учебник. Составители: Чуев И.Н, Чечевицына Л.Н., Издательство: Дашков и К, 2005
10. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001
11. Пономарева Т.А. Процессный подход к оценке внутреннего качества в сервисной организации/Т.А. Пономарева, М.С. Супрягина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 4. – С. 74-81.
12. Тавер В.И. Менеджмент качества//Менеджмент сегодня №5, 2008
13. Терлицкий В. Если завтра в ВТО // Директор. – 2005. – № 8. – С. 32-36.
14. Тихомирова Н.В. Система показателей и индикаторов качества образования // Вопросы статистики. – 2004. – № 9. – С. 50-54.
15. Челенков А. Управление качеством сервисных продуктов // Маркетинг. – 2000. – № 2. – С. 115-123.
16. Шаклеин Т. Просто о системе менеджмента качества // Директор. – 2001. – № 3. – С. 4-11.
17. Шуремов Е. Управление качеством продукции // Ваш партнер – консультант. – 2005. – № 17. – С. 33.