Введение Изучение насилия и ненасилия как феномена имеет само по себе длительную историю. И к настоящему времени в философии по этому вопросу накоплен огромный материал, на основании которого можно сделать обобщения о самих истоках и его природе, так же о формах и способах его присутствия, о вариантах актуализации в современности. Актуальность темы в том, что насилие существовало во все века, и наше время также не стало исключением. Несмотря на все теории нравственного совершенствования человечества, ХХ век многие ученые называли веком тоталитаризма. На рубеже третьего тысячелетия вопросы войны и мира продолжают оставаться самыми актуальными наряду с такими, как всемирный экологический кризис, исчерпание природных ресурсов и т. д. Разработанность темы: У самих истоков обоснования ненасилия стоят выдающиеся мыслители Востока (Конфуций, Лао-Цзы, Махавира, Шанкара), античности (Платон, Сократ), европейского Средневековья (Августин, Фома Аквинский), Возрождения, Новою времени, Просвещения и Романтизма (Д Дидро, Б.Паскаль, Б.Спиноза, Вольтер, И.Кант, Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Шлейермахер, Шиллер, Шеллинг). Современные интерпретации и тенденции ненасилия исследовали Г.Маркузе, Б.Рассел, П.Рикер, Ж.П.Сарт, Ж.Семлен, Э.Фромм, М.Хайдеггер, А.Шопенгауэр, К.Ясперс. Особую важность в интересующем нас направлении представляют нравственно-философские труды классиков идеи ненасилия (М.К.Ганди, Л.Н.Толстого, А.Швейцера, М.Л.Кинга). Этими авторами и разработаны основные современные социально-этические положения исследуемой темы. Значительную ценность для понимания существа ненасилия представляют так же работы современных российских социальных философов, этиков и философских антропологов, занимающихся проблемами ненасилия в разных ракурсах - политическом, социальном, историко-философском и других. Ими исследованы аспекты ненасилия, а также высказаны и критические замечания в целом или по отдельным положениям современных программ ненасилия. Это работы Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова, О.Я. Гелиха, Б.Г.Капустина, Д.С.Лихачева, В.А.Подороги. В социально-этическом плане ценности ненасилия были рассмотрены в работах В.Г.Иванова, С.Н.Иконниковой, А.П.Желобова, В.Н.Кузнецова, А.Е.Зимбули, Е.А.Овчинниковой. Проблему ненасилия в мировоззрении Л.Н.Толстого специально анализировал В.Ф.Асмус. Философско-антропологические аспекты ненасилия в контексте духовной антропологии были исследованы А.А.Корольковым. В философско-образовательном и социально-педагогическом планах значимость ценностей ненасилия затрагивались в работах А.Г.Козловой, О.А.Ломако, И.Б.Романенко, В.И.Стрельченко. Мы же рассмотрим в работе наиболее общие характеристики и положения философии насилия и ненасилия, максимально охватывающие все направления её изучения и определим предмет данной философии.
Введение……………………………………………………………………..3 1. Понятие насилия…………………….……………………………….....5 2. Структура насилия……………………….………………………….....7 3. Стратегия ненасилия……………………………………………………9 Заключение………………………………………………………………...12 Список использованной литературы…………………………………..14
1. Апресян, Р.Г. Народное сопротивление августовскому путчу // Опыт ненасилия в ХХ столетии: Социально-этические очерки. - М.: Аслан, 1996. -С. 200-230. 2. Гусейнов, А.А.. Понятия насилия и ненасилия / А.А. Гусейнов // Вопросы философии.- 1995.- № 5.- С. 76-89. 3. Колтыпина М.В. Ненасилие - социально-политический механизм гражданского общества // Ценности гражданского общества и личность. М.: Музей и общественный центр им. А.Д.Сахарова, 2001. С. 92-104. 4. Опыт ненасилия в ХХ столетии: Социально-этические очерки.-М.: Аслан, 1996.- С. 16-65, 66-123. 5. Ненасилие: Философия, этика, политика / Ред. А.А.Гусейнов. - М.: Наука, 1993. - 188 с. 6. Философия ненасилия Л.Н. Толстого: точки зрения: коллективная монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 7. Шлёгель, К. Новый порядок и насилие / К. Шлёгель // Вопросы философии. - 1995. - №5. - С.15. 8. Этика ненасилия: Материалы международной конференции / Под ред. А.А.Гусейнова. - М.: ФО, 1991.- С. 45-63.