1. История и предпосылки возникновения гештальтпсихологии У гештальтпсихологии были исторические предшественники. Отражение одного из ее главных принципов, основанного на целостности восприятия, находим в работах немецкого философа Эммануила Канта. Кант утверждал, что, когда мы воспринимаем то, что называем объектами, мы имеем дело с психическими процессами, которые могут показаться нам составленными из отдельных чувствительных элементов . Эти элементы, по большей части организуются априорно, но в действительности их объединение происходит отнюдь не через механический процесс ассоциации - но, именно наш разум в процессе восприятия формирует единый опыт. Согласно Канту, восприятие - это не пассивное впечатление и не является комбинацией чувствительных элементов, как считалось ранее, а активная организация элементов в связный, а также согласованный опыт. Таким образом, Кант утверждал, что именно разум дает определенную форму результатам восприятия. Психолог Франц Брентано (1838-1917), который работал в Венском университете, выступал против представления Вундтом сознательного опыта в виде итога его отдельных частей и настаивал, что психология должна изучать процесс осознания. Он говорил, что вундтовская идея несет в себе много надуманных ограничений, и предпочитал менее строгие, более непосредственные методы наблюдения возникающих переживаний. Таким образом, идеи Брентано были близки к возникшему позднее направлению гештальт. Книга профессора физики пражского университета Эрнста Маха (1838-1916) "Анализ ощущений" (The Analysis of Sensations), которая вышла в 1885 году, имела непосредственное влияние на возникновение и развитие гештальтпсихологии. В этой работе Мах рассматривал проблемы восприятия пространственных объектов (геометрических фигур) и временных процессов (музыкальных мелодий). Восприятие этих объектов и процессов оказалось фактически независящим от их отдельных элементов. Так, например, круглые предметы могут быть белыми или черными, большими или маленькими, что никак не отразится на их геометрической форме. Мах основательно утверждал, что наше восприятие объекта отнюдь не связано с изменениями его пространственного положения. Стол воспринимается как стол, независимо от того, смотрят на него сверху или сбоку. Подобным образом и мелодия останется в восприятии той же мелодией, даже если станет исполняться быстрее или медленнее - то есть если изменится ее временная форма. Идеи Маха получили свое развитие в идеях Кристиана фон Эренфельса (1859-1932), который считал, что существуют качества, которые нельзя объяснить простым комбинированием элементарных ощущений. Он назвал их качествами формы (gestalt qualitaten) - то есть качествами, основанными на том, что индивидуальными ощущениями не воспринимается. Например, мелодии присуще качество формы, поскольку она сохраняется и при переходе мелодии в любую другую тональность. То есть, мелодия не зависит от восприятия отдельных элементарных ощущений. Для Эренфельса и всей австрийской школы gestalt qualitat, центр которой находился в Граце, форма сама по себе стала восприниматься как новый элемент, который создается нашим умом. Они считали, что ум придает форму нашим элементарным чувством.
Введение. 3 1. История и предпосылки возникновения гештальт-психологии. 4 2. Основоположники теории гештальт-психологии. 9 3. Основные идеи и принципы гештальт-прихологии. 12 Заключение 12 Список использованной литературы. 17
1. Альмуханова А.Б., Гладкова Е.В., Есина Е.В., Имашева Е.Г., Клименкова О.В. Большая психологическая энциклопедия. – М. : Эксмо, 2007. – 543 с. 2. Гештальт-психология. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nvppl.ru/show_dict_196.htm 3. Ждан А.Н. История психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=419 4. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб. : Речь, 2005. – 555с. 5. Марцинковская Т.Д. История психологи. – М. : Академия, 2008. – 544с. 6. Теплов Б. М. О Максе Вертгеймере, основателе гештальтпсихологии // Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., Воронеж : 1998. – С. 408-409. 7. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: Учеб. пособие. – М. : Академия, 1996. – 416с.