ВВЕДЕНИЕ
Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изуча¬ющий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого «tiphlos» — слепой и сначала занима¬лась лишь психологией слепых. В настоящее время объектом изу¬чения тифлопсихологии являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения.
Тифлопсихология изучает закономерности и особенности раз¬вития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информа¬ции, связанных с нарушением деятельности зрительного анали¬затора, влиянием этого дефекта на психическое развитие, а так¬же возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.
Формирование научной психологии незрячих связано с труда¬ми Т. Геллера, М.Кунца, К.Бюрклена, П.Виллея, А. А. Крогиуса, В.С.Сверлова, М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагина, А.Г.Литвака, N.Barraga, T.Cutsforth, M.Gottesmann, Y.Hatwell, M.Tobin и др.
Однако ряд авторов, особенно слепых, не считают правомер¬ным существование тифлопсихологии как отдельной науки (П. Биллей, Ф.И.Шоев), поскольку как зрячим, так и слепым свойственны общие психологические закономерности.
В последнее время в употребление вошло новое понятие «тиф-лология», объединяющее педагогику и психологию, социологию и другие науки, имеющие целью изучение жизни и деятельности слепых.
Надо сказать, что до сих пор в мировой тифлопсихологической литературе существуют две позиции относительно того, близ¬ка ли психология слепого к особенностям психики нормально видя¬щего или она своеобразна.
Одна из них принимает за исходное в психическом развитии дефект зрения, его функциональное значение и влияние на весь ход развития, что с неизбежностью приводит к недооценке воз¬можностей компенсации дефекта за счет других сенсорных систем. Наличие особенностей в познавательной деятельности сле¬пых отмечали А. И. Скребицкий (1903), А. М. Щербина (1916), Ф.Цех (1913) – создал особый «язык слепых», отлич¬ного от языка зрячих, а К.Бюрклена (1924) — сделал вывод о том, что в результате изолированной жизни слепых воз¬никает особый тип людей. (Хайес, 1953; Тиллмен, 1967; Уилз, 1970; и др.) авторы стоят на позиции специфического стандарта психического развития, заниженного по сравнению с уровнем раз¬вития зрячих.
Другая группа ученых (Т.Катсфорт, 1951; Гомулицкий, 1961;Максфилд, 1963; В.Уильямс, 1968; М.Тобин, 1972; В.М.Коган, А.Г.Литвак, М.И.Земцова, Л.И.Солнцева), прослеживая дина¬мику психического развития детей младшего возраста, пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим ста¬тусом слепых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вследствие улучшения динамики психического развития детей с нарушениями зрения. М.Тобин (1972) указывает, например, на то, что в каждой возрастной группе лучший из детей с нарушени¬ем зрения может опередить в своем психическом развитии зряче¬го. Позиция сближения развития детей с нарушением зрения и зрячих в настоящее время укрепилась, чему способствовали теория и практика компенсации и коррекции зрительного дефекта.
Разработанные системы коррекции и компенсации зрительно¬го дефекта способствуют формированию сенсорной, интеллекту¬альной и эмоциональной сфер личности. В этой работе необходи¬мо исходить из возможностей и потребностей детей с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2 КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ………………………….4 ВИДЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ…………………………………………5 ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ. ………………………………….6 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ………10 ВОЗМОЖНОСТЬ И УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ В МАССОВОЕ ПРОСТРАНСТВО………………………………………………………….……13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...............19 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Специальная психология: Учебное пособие / Под ред. В.И.Лубовского, М, 2003. – 464с.