Введение Во второй половине 5 в. до н. э. в Греции воз¬никло интеллектуальное течение, называемое софистикой. Если слово «философия» происходило от двух греческих слов «филос» — любовь и «софос» — мудрость, а занимающиеся философией называли себя всего лишь любителями мудрости, то софисты откровенно провозгласили себя мудрецами. В перво¬начальном смысле слово «софисте» означало «мастер, знаток». Софистом называл себя и скульптор, и корабел, и гончар. Но в дальнейшем это название стало присуще исключительно тем, кто мог продемонстрировать свою мудрость в речи, правдоподобном доказательстве. Классические философы называли софистику ложным мудрствованием. Софистов не интересовала истина. Для них было важнее убедительно что-либо доказать, побудить кого-то к действиям. Они стали в Греции первыми платными учителями «мудрости», уча своих клиентов побеждать в спорах и тяж¬бах. С тех пор термин «софистика» стал иметь предосудительный смысл. Софист, с этой точки зрения, это ловкий, изощренный человек, который может сорок раз к ряду доказать, что белое — это черное (если, конечно, ему за это заплатят). А если еще доплатить, то софист докажет, что черное — это белое. Вот такое представление закрепилось за софистами. И нужно сказать, далеко не случайно. 1. Главные принципы софистов Софисты стали практиками и теоретиками риторики. В центре их внимания было слово. Их не интересовало содержание предмета, логика. Главное — это не логически доказать, а убедить, или переубедить собеседника. А для этого все средства хороши. Таких средств, к слову говоря, было много. И прежде всего — это слово. Слово, язык — имеют природу, отличную от мышления. Слово изреченное всегда отличалось от слова задуманного. Ибо мысль, будучи выраженной в слове, сразу становится подчиненной языку. А в языке свои законы. Это законы смысла и значения, лингвистического строя произношения, темпа речи, интонации. Софисты первыми обратили внимание на то, что язык является семантически открытой системой. В нем все время идут процессы нарождения новых смыслов, утраты старых. Человеческий язык многозначен, значение того или иного слова порою можно понять только из контекста его использования. И от того, как произнести слово, во многом зависит, что мы под ним подразумеваем. К тому же об¬разность языка, его метафоричность, синонимия да¬вали возможность доказывать именно то, что хочется или нужно. Можно сказать, что софисты были первыми мастерами слова изреченного. А это, конечно же, нужно поставить им в заслугу. Ибо язык является мощнейшим средством познавательной деятельности. И если не обращать внимание на то, какова природа этого средства, то язык, учитывая его особенности, может приводить к таким результатам, которые мышление и не предполагало.
Введение. 1 Главные принципы Софистов. 2 Доказательность Софисткой философии. 3 Уровни критичности Софистов. Заключение. Список литературы.
1. Асмус Античная философия. – М.: Высш. Шк, 1999 – 413 с. 2. История философии: Учебник/Под ред. А. Богута – М.: Мысль, 1999– 400 с. 3. История философии: Учебник/Под ред. А. Кохоновского. – Ростов – на – Дону 2004. – 347 с. 4. Курбатов В. И. История философии. Конспект. – Ростов – на – Дону, 2003. – 448 с.