1 Чукчи
Название народа, принятое в административ¬ных документах XIX XX вв., происходит от самоназвания тундровых чукчей чаучу, чавча-выт «богатый оленями». Береговые чукчи называли себя анк'алъыт «морской народ» кякрам'аглыт «прибрежные жители». Выделяя себя из числа других племен, употребляют самоназвание лыо'ра-вэтлян «настоящие люди». (В конце 1920-х гг. название луораветланы бытовало в качестве официального.) В чукотском языке различают восточный, или уэленский (легший в основу литературного языка), западный (певекский), энмыленский, нунлингранский и хатырский диале¬кты. Письменность с 1931 г. существует на латинской, а с 1936 г. на русской графической основе. Чукчи древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей и рыбаков. Не¬олитические находки на рр. Экытикывээм и Энмывээм и оз. Эльгытг относятся ко второму тысячелетию до н.э. К первому тысячелетию н.э., имея прирученных оленей и частично перейдя к оседлому образу жизни на морском побережье, чукчи устанавливают контакты с эскимосами. Переход к оседлости наиболее интенсивно происходил в XIV - XVI вв. после проникновения в долины Колымы и Анадыря юкагиров, захвативших места сезонной охоты на диких оленей. Эскимосское население побережий Тихого и Ледовитого океанов континентальные охотники-чукчи частично вытеснили в дру¬гие прибрежные районы, частично ассимилировали. В XIV - XV вв. в результа¬те проникновения юкагиров в долину Анадыря про¬изошло территориальное отделение чукчей от коря¬ков, связанных с последни¬ми общностью происхожде¬ния .
2 Занятия
По роду занятий чукчи подразделялись на «олен-ных» (кочевых, но продол¬жающих охотиться), «сидя¬чих» (оседлых, имеющих ебольшое количество при¬рученных оленей, охотни¬ков на диких оленей и мор¬ских животных) и «пеших» (оседлых охотников на мор¬ского зверя и диких оленей, не имеющих оленей), К XIX в. сформировались основные территориальные группы. Среди олекных (тундровых) - индигирско-алазейская, западноколымская и др.; среди морских (береговых) группы Тихоокеанского, Берингоморского побережий и побережья Ледовитого океана.
3 Хозяйство
Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного со¬ставляло оленеводство, другого морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер.
Крупнотабунное пастушеское оленеводство развилось лишь к концу XVIII в. В XIX в. стадо насчитывало, как правило, от 3 5 до 10 - 12 тыс. голов. Оленеводство тун¬дровой группы имело в основном мясное и транспортное направление. Оленей выпасали без пастушеской собаки, в летнее время на побережье океана или в горах, а с насту¬плением осени продвигались в глубь материка к границам леса на зимние пастбища, где по мере надобности соверша¬ли перекочевки на 5 10 км.
Во второй половине XIX в. хозяйство абсолютного боль¬шинства чукчей сохраняло в основном натуральный хара¬ктер. К концу XIX в. увеличился спрос на продукты олене¬водства, особенно у оседлых чукчей и азиатских эскимо¬сов. Расширение торговли с русскими и иностранцами со второй половины XIX в. постепенно разрушало натураль¬ное оленеводческое хозяйство. С конца XIX начала XX в. в чукотском оленеводстве отмечается имущественное рас¬слоение: обедневшие оленеводы становятся батраками, у богатых владельцев растет поголовье, обзаводится оленя¬ми и зажиточная часть оседлых чукчей и эскимосов. Береговые (оседлые) традиционно занимались морским зверобойным промыслом, достигшим к середине XVIII в. высокого уровня развития.
У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремес¬ла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, пле¬ли сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В XIX в. возникли косто¬резные объединения, которые продавали свои изделия. Основным средством передвижения по санному пути бы¬ли олени, запряженные в нарты нескольких видов: для пе¬ревозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю на одноместных и многоместных байдарах и вель¬ботах. Гребли короткими однолопастньши веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходи¬ли в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ез¬довых оленей. Способ передвижения на собачьих упряж¬ках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эс¬кимосов, цугом у русских. «Веером» обычно запрягали5 6 собак, цугом 8 12. Запрягали собак и в оленьи нарты.
4 Орудия
Охота на тюленей, нерп, лахтаков, моржей и китов давала основные продукты питания, прочный материал для изготовления байдар, охотничьих орудий, некоторых видов одежды и обуви, предметов быта, жир для освещения и ото¬пления жилища. На моржей и китов охотились в основ¬ном в летне-осенний, на тюленей в зимне-весен¬ний период. Орудия охоты состояли из разных по раз¬мерам и назначению гарпу¬нов, копий, ножей и пр. Ки¬тов и моржей добывали кол¬лективно, с байдары, а тю¬леней индивидуально. С конца XIX в. на внешнем рынке бурно растет спрос на шкуры морских животных, что в начале XX в. приводит к хищническому истребле¬нию китов и моржей и су¬щественно подрывает эко¬номику оседлого населения Чукотки.
И оленные и береговые чук¬чи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом с берега или с байдар, зимой -в проруби.
Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX в. добывали луком со стрелами, копьем и ловушками; водоплавающую дичь с помощью метательного орудия (бола) и дротиков с метательной дощечкой; гаг били палками; на зайцев и ку¬ропаток ставили петли-ловушки.
В XVIII в. каменные топоры, наконечники копий и стрел, костяные ножи были почти полностью заменены на метал¬лические. Со второй половины XIX в. покупали или выме¬нивали ружья, капканы и пасти. В морском зверобойном промысле к началу XX в. стали широко применять огне¬стрельное китобойное оружие и гарпуны с бомбами. Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым ору¬дием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный .
У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремес¬ла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, пле¬ли сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В XIX в. возникли косто¬резные объединения, которые продавали свои изделия. Основным средством передвижения по санному пути бы¬ли олени, запряженные в нарты нескольких видов: для пе¬ревозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю на одноместных и многоместных байдарах и вель¬ботах. Гребли короткими однолопастньши веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходи¬ли в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ез¬довых оленей. Способ передвижения на собачьих упряж¬ках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эс¬кимосов, цугом у русских. «Веером» обычно запрягали5 6 собак, цугом 8 12. Запрягали собак и в оленьи нарты.
1 Чукчи 2
2 Занятия 2
3 Хозяйство 3
4 Орудия 4
5 Жилище 5
6 Одежда и обувь 6
7 Пища 7
8 Общественный строй 7
9 Религия и шаманизм 8
10 Заключение 10
Список использованных источников
1. Арктика мой дом. Энциклопедия. М.: 2001. 450с.
2. Содномпилова М.М. Семантика жилища Иркутск 2005. 190с.
3. Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и развития. Вып.4 - Иркутск 2005. 156с.