Задание 1. Функции управления качеством Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции. Управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций. Ими являются, как правило: планирование, мотивация, организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение мероприятий. В число основных функций управления качеством продукции входят, прежде всего, такие функции, как: • прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции; • планирование повышения качества продукции; • нормирование требований к качеству продукции и стандартизация; • разработка и постановка продукции на производство; • технологическая подготовка производства; • организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий предприятиями-изготовителями и потребителями продукции; • обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла; • контроль качества и испытания продукции; • профилактика брака в производстве; • внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических про-цессов, рабочих мест, исполнителей и др.; • сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств; • стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества; • внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции; • технико-экономический анализ изменения качества продукции; • обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материальное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое); • специальная подготовка и повышение квалификации кадров. Под планированием процесса управления качеством понимают установ-ление обоснованных заданий всем службам и подразделениям предприятия, направленных на совершенствование качественных параметров их деятельности и взаимодействия. Современный подход в области качества в организациях и на предприятиях базируется на планировании повышения эффективности элементов и в целом системы менеджмента качества. Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества. Действенность планирования повышения качества должна обеспе-чиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необхо-димыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности. В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят: • обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка; • достижение и превышение технического уровня и качества луч¬ших оте-чественных и зарубежных образцов; • установление экономически оптимальных заданий по повыше¬нию каче-ства продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей; • совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда; • увеличение выпуска сертифицированной продукции; • улучшение отдельных потребительских свойств уже выпуска¬емой про-дукции (надежности, долговечности, экономичности и др.); • своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продук-ции; • обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, техни¬ческих условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов; • разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечива¬ющих достижение заданного уровня качества; • увеличение экономической эффективности производства и ис-пользование продукции улучшенного качества. Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и про-цессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д. За предварительным управлением, включающим в себя прогнозирование и планирование качества продукции и процессов ее создания, эксплуатации (потребления) и утилизации, следует этап оперативного управления, который согласно теории управления состоит из процессов организации, координации, регулирования и мотивации. Эти процессы применительно к управлению качеством основаны на создании условий для: • эффективного проведения мероприятий по совершенствованию качества продукции и работ; • стабилизации производства, сбыта и послепродажного обслуживания высококачественной продукции; • оперативного воздействия на причины возникновения дефектов и устранения брака; • использования механизма коллективной и индивидуальной ответственности и стимулирования выпуска продукции высокого качества. Эти функции реализуются многими методами непосредственного руко-водства, присущими общему менеджменту, но вместе с тем в управле¬нии качеством существуют и специфические, присущие именно этому виду деятельности, к которым прежде всего относятся стандартизация и сертифи-кация продукции. В настоящее время существует множество международных организа-ций, которые осуществляют работу по управлению качеством и способству-ют динамичному развитию научно-технических, экономических, торговых и иных связей между государствами всего мира. Это, в первую очередь, Меж-дународная организация по стандартизации (ISO), Международная энергети-ческая комиссия (IEC), Европейская организация по качеству (ЕОQ), имею-щие отделения в подавляющем большинстве стран мира и решающие межна-циональные проблемы управления качеством и защиты прав потребителей.
Задание 1. Функции управления качеством Задание 2. 1. Установить с помощью АВС-анализа и диаграммы Парето важнейшие факторы, обусловливающие спрос на продукцию, с целью повышения конкурентоспособности продукции. 2. Провести анализ причин, влияющих на важнейший фактор, с использованием причинно-следственной диаграммы Исикавы. Задача Среди жителей г. Москвы был проведен опрос, целью которого было выяснение их мнения о том, какие факторы качества услуг предприятий общественного питания (на примере ресторана) более всего важны для его посещения. В опросе приняли участие 7 тыс. жителей города. Значимость фактора определяется как количество голосов жителей, посчитавших этот фактор наиболее влияющим на неценовой характер спроса. (В опросе должно фигурировать не менее 8 факторов).
1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Б 27 Учебник. - М: ИНФРА7М, 2001. - 212 с. - (Серия «Выс¬шее образование»). 2. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.- 174 с. 3. Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ , 2002. - 198с. 4. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, B. Я. Белобрагин, В. А. Самородов, Б. И. Герасимов, А. В. Трофимов, C. А. Пахомова, О. С. Пономарева. — М.: РИА «Стандарты и качество». - 2005. - 248 с, ил.