Введение Грамотность, логичность, правильная эмоциональная окраска речи является обязательным условием любого делового общения, тем более, публичного выступления. Аристотель, автор первого труда по ораторскому искусству (риторике), отмечал, что речь должна быть обращена как к уму, так и к чувствам слушателя, быть не только логичной, но и красивой: «Правильнее всего иметь стремление к тому, чтобы речь не была ни неприятной, ни приятной; вернее всего применять в речи факты так, чтобы всё, что находится за областью доказательства, было бы лишним». Овладевая техникой публичных выступлений, вспоминайте слова А.П. Чехова, который писал: «В сущности, конечно для интеллигента дурно излагать мысль можно посчитать неприличностью, как и неумение писать и читать, и в деле воспитания и образования следовало бы обучать красноречию в обязательном порядке». Со времен Аристотеля различают выступления импровизированные и заранее написанные. Импровизация эффектнее заранее подготовленного выступления, но требует опыта и глубоких знаний по обсуждаемому вопросу и используется чаще всего опытными ораторами. Многие блестящие ораторы избегают импровизаций. Например, Цицерон и Демосфен не выступали без тщательной предварительной подготовки. Механическое подражание даже великим личностям – дело не всегда благодарное, ведь их сила в их индивидуальности. Поэтому к общим рекомендациям относиться нужно критически, воспринимая их применительно к ситуации и своей индивидуальности. Говорить интересно, умно, не создавая в деликатных ситуациях ненужных обострений, свидетельствует о деловых способностях человека. Хотя вовремя смолчать – тоже великое искусство. Выступая, надо оставаться самим собой, учитывая, что одинаковых ситуаций и аудиторий не бывает. Классификация публичного выступления Публичное выступление – это устное высказывание-монолог, имеющее целью воздействовать на слушателей. В области делового общения чаще всего применяются следующие жанры: доклад, торжественная, приветственная и информационная речь. Цель информационной речи – дать слушателям новые знания, новые представления о предмете, явлении и т.д., заинтересовать ими. Требования к информационной речи: - избегать спорных моментов; - она должна заинтересовать слушателей; - она должна удовлетворить запросы аудитории; - тема речи должна быть актуальной. Торжественные речи направлены воздействовать на чувства, а не на разум. Это высказывание с эмоциями по какому-либо торжественному поводу. Ее цель – создание ощущения праздника. Здесь будут уместны красивые слова, эпитеты, литературные высказывания, похвала, сердечная поддержка. Приветственная речь должна быть лаконичной, краткой и предоставлять говорить основную речь докладчику. [3, С.45] Этапы публичного выступления Этапы, лежащие в корне классической схемы ораторского искусства: 1) подборка нужного материала, обдумывание содержания публичного выступления; 2) планирование, распределение найденного материала в правильной логической очередности; 3) выражение словами, обрабатывание речи в литературном изложении; 4) выучивание, запоминание последовательности текста; 5) озвучивание речи в присутствии слушателей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Классификация публичного выступления 4
Этапы публичного выступления 4
Требования этики публичного выступления 6
Ораторские приемы, 8
помогающие поддерживать внимание аудитории 8
Заключение 9
Список литературы: 10
Список литературы:
1. Бочкова Л.М., Новожилова Н.В., Нурутдинов С.М. и др. Основы коммуникаций. Кострома: КГУ, 2006
2. Волков Г.М. Этика бизнеса: Учебник. М.: Интеграция, 2006.
3. Зникина Л.С., Неупокоева Г.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции менеджеров: Монография Екатеринбург: КузГТУ, 2004.
4. Мосеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. - М.: МГОУ, 2001
5. Самохвалова А.Г. Деловое общение: путь к успеху: Учебное пособие. - Кострома: КГУ, 2007