Введение Тому, что слово «агрессия» стало столь употребительным как в бытовом языке, так и в качестве термина в различных науках, в немалой степени способствовала сама жизнь. В обыденной жизни мы привыкли этим словом обозначать широкий диапазон самых различных действий: от косого взгляда до террористического акта. В российской лингвистике, работы, посвященные речевой агрессии в современном ее понимании стали активно появляться только в конце XX века. В фокусе лингвистических исследований оказывается, «человек говорящий», с его представлениями о коммуникативных действиях, намерениях, коммуникативной среде и принципах коммуникации. В связи с этим лингвистика активно обращается к междисциплинарным проблемам. О том, что проблема агрессии в коммуникации весьма актуальна, свидетельствует тот факт, что речевая (вербальная, словесная, языковая, коммуникативная) агрессия стала сегодня весьма популярной темой лингвистических изысканий. Проводятся специальные тематические конференции, выпускаются сборники, посвященные данной проблеме. Однако, само понятие агрессии не имеет в лингвистике четкого определения. При узком понимании агрессия в речи рассматривается как «форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом» При широком понимании под словосочетанием «речевая агрессия» подразумеваются все виды наступательного, доминирующего речевого поведения. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в работе осуществлен системный подход к речевой агрессии с позиций коммуникативной лингвистики. Цель данной работы - дать теоретическое обоснование речевой агрессии как коммуникативно-прагматического явление. Поставленная цель определи следующие задачи: - определить сущность речевой агрессии; -раскрыть понятие «речевой агрессии»; -рассмотреть виды речевой агрессии; - проанализировать речевую агрессию как коммуникативно-прагматическое явление; - подвергнуть анализу классификация речевой агрессии; - проиллюстрировать описываемое нами языковое явление. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1 Сущность речевой агрессии……………………………………………..5 1.1.Понятие речевой агрессии…………………………………………………...5 1.2.Виды речевой агрессии……………………………………………………….9 Глава 2 Речевая агрессия как коммуникативно-прагматическое явление…...11 2.1.Классификация речевой агрессии…………………………………………..11 Заключение.………………………………………………………………............19 Список использованной литературы…………………………………………...20
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с 2. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Челябинск, 2006. 3. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир, 2001. 349 с. 4. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 320 с. 5. Крюкова И.В. Понятие вербальной агрессии// Материалы международной заочной конференции «Актуальные проблемы науки и образования». Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 1. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. С.135. 6. Куклина Т.В. Психо- и прагмалингвистические аспекты речевого поведения авторов: Дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2005. 7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с. 8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения: В 2 т.М.: Педагогика,1983.Т. 2. 304с. 9. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. 408 с. 10. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1996. 158 с. 11. Темиргазина З.К. Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике. Павлодар, 2002. 12. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006. 360 с.