ВВЕДЕНИЕ Перемены в государственном и политическом строе России коренным образом повлияли на роль и место религии и Церкви в социально-политической и духовной жизни общества. Повышение интереса к религии во многом объясняется духовным возрождением страны, изменением религиозного сознания населения. Церковь перестала восприниматься как рудиментарное явление и превратилась в важнейший социальный институт, с которым взаимодействуют власти и к которому обращено внимание значительной части общества. Поэтому не случайно, что проблемы религии усиленно обсуждаются в средствах массовой информации. Регулярно проводятся встречи, конференции, «круглые столы» с участием представителей государственных органов, религиозных объединений, научных кругов и общественности. В подтверждение этой мысли достаточно назвать состоявшуюся в августе 2009 г. встречу Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с муфтиями Северного Кавказа, которая имела цель укрепления позиций в религиозном образовании молодежи и утверждения правового порядка в этом регионе,1 последние инициативы XIII Всемирного русского народного собора о защите общества от алкогольной зависимости об ответственном поведении СМИ и возрождении социальных ценностей.2 Заметно потеплели отношения государства с религиозными объединениями, в первую очередь с Русской Православной Церковью. Впервые в новейшей истории России Патриарх Кирилл по случаю его избрания главой Русской Православной Церкви получил личные поздравления главы государства. Выступая на торжественном приеме в Большом Кремлевском Дворце, организованном по такому поводу, Президент России Д.А. Медведев отметил: «В обновленной России отношения государства и церкви строятся на основе конституционных принципов свободы совести и вероисповедания, невмешательства государственных органов в деятельность религиозных организаций и в тоже время на основе признания государством огромного вклада церкви в становление российской государственности, в развитие национальной культуры и в утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе».1 Эти идеи составляют основу светской государственности и имеют особое значение для России, страны многонациональной и поликонфессиональной. Актуальность темы обусловлена тем, что за последние годы значительно усилилось влияние религий на политическую жизнь государства, на решение руководителями светской и духовной власти России многочисленных мирских вопросов, возникающих в жизнедеятельности населения страны. Важными тенденциями сегодняшнего времени являются преодоление прежней конфронтации между государством с одной стороны и религиозными институтами, церковью с другой, и главное поиски способов взаимодействия в общем стремлении найти пути выхода из духовного кризиса, который переживает сегодня Россия. Одним из таковых способов является обращение к традиционным духовным ценностям, а именно к религии - будь то христианство, ислам, или буддизм. Вместе с тем, религия в земной жизни имеет свою форму организации – церковь. Церковь как институционный представитель определенной религии играет заметную роль в политической системе любого общества, в том числе в многоконфессиональной России. Людям присуще желание к самосовершенствованию. Помимо материально-финансового благополучия им необходима соответствующая духовная аура. Историко-политическая трансформация российского общества позволила религии вернуться в культуру, что было отмечено возрождением церковной организации, усилением ее влияния на общественную и политическую жизнь общества. В связи с этим остро встает вопрос о месте церкви в посткоммунистическом обществе, об ее отношении к политическим и экономическим реформам и о самом участии в данных реформах. Этим также определяется актуальность исследования. Несомненную важность представляет проблема церковно-государственных отношений в современном обществе, отсюда такое внимание со стороны, как политической власти, так и общественности к процессам институциализации данных связей, в том числе к соответствующему законодательству, регулирующему эти отношения. Взаимодействие государства и церкви осуществляется в конституционных рамках и с опорой на нормы права, в частности на Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений». Тем не менее, в современной ситуации нередки случаи выхода за конституционные рамки, как со стороны государственных чиновников, так и церковных деятелей. Религия как особая форма общественного сознания исторически предшествовала сознанию политическому. Но с возникновением политического сознания религиозное сознание стало активно проникать в него, придавая ему религиозную окраску. Так, с возникновением государства получило широкое распространение религиозное освещение государственной власти и ее верховного носителя. Вопросы государственно-церковных отношений волновали умы мыслителей и философов нашего времени. Русский философ И.А.Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Государство и церковь взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия…Церковь аполитична, задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг…».1 Объект исследования: государство и церковь. Предмет исследования: взаимоотношения государства и церкви. Целью работы является исследование вопросов взаимодействия государства и церкви. В соответствии с поставленной целью на решение выдвигаются следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность и функции государства. 2. Охарактеризовать понятие религия и рассмотреть ее виды. 3. Раскрыть понятие церковь, определить ее статус и признаки. 4. Изучить формы и методы взаимосвязи государства и церкви. 5. Определить конституционный статус Русской Православной Церкви. 6. Исследовать правовое положение религиозных объединений. Методы исследования: сравнительный анализ теоретических представлений, метод анализа статистических данных, метод количественного анализа, системный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический метод. Методологической основой исследования являются теоретические и экспериментальные разработки исследования государства и церкви, таких ученых как: И.Кант, И.А. Ильин, Ш.Монтескье, И.С. Бередников, К.Маркс, Ф. Энгельс. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что используемые методологические подходы к изучению такого важного феномена культурной, общественной и политической жизни, каким являются взаимоотношения церкви и государства, поможет дальнейшему продвижению исследований в данном направлении. Кроме того, анализ материалов периодических изданий, сайтов Интернета способствует более глубокому изучению этого феномена, что представляет несомненную важность, поскольку он слабо отрефлексирован в фундаментальных теоретических исследованиях.
Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….…3 ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСИТЕМЕ ОБЩЕСТВА………………………………………………………………………….7 1.1.Государство: понятие, сущность, функции……………………………………7 1.2.Понятие религии, виды религии………………………………………………11 1.2.1.Понятие церковь, её статус и признаки……………………………………..16 1.3.Формы и методы взаимосвязи государства и церкви……………………..…18 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ………………………...…26 2.1.Конституционный статус Русской Православной Церкви.………………….26 2.2. Правовое положение религиозных объединений……………………………27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..…34 ГЛОСАРИЙ………………………………………………………………………....37 Приложение 1 (Структура Русской Православной Церкви).…………..….........41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 2. Баширов Л.А. и др. Государство, религия, Церковь в России и за Рубежом: Информационно-аналитический бюллетень // Л.А. Баширов, О.Ю. Васильева, Ю.П. Зуев, М.О. Шахов. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 238 с. 3. Безрядин Д.Н. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для дистанц. обучения и самост. работы студентов / Д.Н. Безрядин, В.А. Слепцов; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009. – 200 с. 4. Безрядин Д.Н., Слепцов В.А. Теория государства и права: методич. рекомендации по подготовке к семинарским занятиям /Д. Н. Безрядин, В. А. Слепцов.— Новосибирск : СибАГС.— 2007.— 170 с. 5. Богомолов А.И. Религии мира. Новейший словарь / А. И. Богомолов. –Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 672 с. 6. Букварь школьника. Язык славян: начала познания вещей божественных и человеческих. — М., 2004. — 1348 с. 7. Бычков С.С. Православная российская церковь и императорская власть (1900 – 1917 г.г.): Авт д.и.н – М.: РАГС, 2002. – 55 с. 8. Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформации 40-50-х годов ХХ века: Очерки истории. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008. – 807 с. 9. Гегель Философия религии. В двух томах. Т 2. Общ.ред. А.В. Гулыги. Пер. с нем. П.П. Гайденко и др. М., «Мысль», 1977. – 573 с. 10. Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие: Учеб.пособие / Т.С. Георгинва. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 397 с. 11. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Н.А. Михалёвой. – М.: Издательство «Деловой двор», 2008. – 352 с. 12. Грудцына Л.Ю., Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России // Адвокат. – 2007. – №9. – С. 14. 13. Ильин И.А. Теория права и государства / Под ред. В.А. Томсинова – М.: Изд-во "Зерцало", 2003 – 400 с. 14. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе( 1953 – начало 1980-х гг.) / В.А. Козлов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2010. – 463 с. 15. Кондаков Ю.Е. Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XX в. – СПб., Издательство «Российская национальная библиотека», 2003. – 360 с. 16. Кырлежев А.И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом / Рос. акад.гос. службы при Президенте РФ – М.:Изд-во РАГС, 2004.№ 1–2. – 211 c. 17. Лебедев А.П. История разделения церквей. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2005. – 528 с. 18. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. — 304 с. 19. Мещерякова А.Ф. Проблемы законодательного обеспечения государственно-конфессиональных отношений / А.Ф. Мещерякова // Вестник Саратовской гос. акад. и права. – Саратов: ГОУ ВПО «Сарат. гос. ак. право», 2009. – 19 с. 20. Митрохин Л.Н. Христианство и политика. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 168 с. 21. Мусаелян Л.А. Россия в XXI веке: постиндустриальная цивилизация или эпоха средневековья? // Философия и общество. – 2002. – №4. – С. 160-163. 22. Нуриддинов Р.Ш. Религиоведение: учеб. пособие / Р.Ш. Нуриддинов; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009. – 172 с. 23. Поснов М.Э. История христианской Церкви. (До разделения Церквей – 1054 г.) / М.Э. Поснов – М.: Высшая школа, 2005. – 648 с. 24. Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. – М., 1997. – 286 с 25. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2003. – 304 с. 26. Щепетев В.И. История государсвенного управления в России: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 512 27. Яворский Д.Р. Государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации. – Волгоград: Изд-во Волгогр. академии гос.службы, 2003. – 99 с. 28. Яхонтова Е.С. Православная церковь как социальный институт в современном информационном пространстве. – СПб., учебно-методическое пособие, 2008. – 133 с.