ВВЕДЕНИЕ Современная рыночная экономика - сложный механизм, где конкурен-ция является одной из составляющих рынка и играет очень важное значение. Переход к рыночной экономике создал для предприятий непростые условия. С одной стороны они получили полную свободу действий, но с другой сто-роны попав в условия сильной конкурентной борьбы, многие успешно рабо-тавшие ранее предприятия оказались не способными к нормальному ведению своей деятельности. На сегодняшний день предприятия сталкиваются с тем, что с каждым го-дом число конкурентов на рынке увеличивается, и условия работы становят-ся более жесткими. Данная ситуация является для предприятий стимулом и позволяет контролировать деятельность друг друга. Конкурентная борьба ведет к снижению цен и издержек на производство продукции, повышению ее качественных характеристик, стимулирует научно-техническое развитие. При всех плюсах, следует сказать, что без государственного контроля кон-куренция оказывает негативное влияние на экономику в целом, так как про-исходит столкновение экономических интересов конкурентов, увеличиваются непроизводственные издержки и создаются условия для создания монопо-лий. Обеспечение конкурентоспособности является одной из основных задач стратегического планирования и требует изучения. Для получения конку-рентных преимуществ, предприятия разрабатывают новые продукты и услу-ги, улучшают технологию, организацию ведения деятельности, делают ори-ентацию на своего потребителя, проводят анализ рынка, разрабатывают но-вые стратегии. Исследование вопроса конкурентоспособности позволяет найти преимущества компаний для сохранения рыночных позиций. Именно это делает данную тему актуальной. Целью данной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» как фактора укрепления его эко-номической устойчивости. Для выполнения поставленной цели требуется решить ряд задач: исследовать сущность конкурентоспособности предприятия; рассмотреть современные методы оценки конкурентоспособности предприятия; провести анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия; оценить конкурентоспособность предприятия; разработать направления повышения конкурентоспособности пред-приятия; оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий. Объектом исследования выбрано ПАО «Ростелеком». Предметом исследования являются показатели и методы оценки конку-рентоспособности как фактора укрепления экономической устойчивости предприятия. При выполнении работы были использованы такие методы исследования как вертикальный и горизонтальный анализ, структурный анализ, классифи-кация, моделирование, описание, синтез, сравнение, а также методы опроса и анкетирования. Информационной базой дипломной работы является финансовая и бух-галтерская отчетность компании, учебная литература, исследования авторов занимающихся изучением конкурентоспособности и экономической устойчи-вости компаний, справочная литература, данные социологического опроса, ресурсы сети Интернет, а также другие информационные источники. Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения полученных исследований в деятельности ПАО «Ростелеком» для повышения его конкурентоспособности.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОРА УКРЕПЛЕНИЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 5 1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия 5 1.2 Современные методы оценки конкурентоспособности предприятия 10 1.3 Повышение конкурентоспособности предприятия, как фактор укрепления его экономической устойчивости 16 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» 21 2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ПАО «Ростелеком» 21 2.2 Анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности ПАО «Ростелеком» 26 2.3 Оценка конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» 37 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» КАК ФАКТОРА УКРЕПЛЕНИЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 47 3.1 Направления повышения конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» 47 3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Организационная структура филиала ПАО «Ростелеком» в г. Вологда ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета для проведения социологического исследования по удовлетворенности пользователей услугами ПАО «Ростелеком» ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты анкетного опроса 57 5963 64 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Амбарцумов, А. А. Конкурентоспособность товаров на потребитель-ских рынках / А. А. Амбарцумов. – Москва: Крон-Пресс, 1999. – 46 с. 2. Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Д. В. Арутюнова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. – 122 с. 3. Бартенев, С. А. История экономических учений / С. А. Бартенев. – Москва: Экономистъ, 2003. – 192 с. 4. Баумгартен, Л. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубе-жом. – 2005. – № 4. – C. 45–49. 5. Белкин, В. Н. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятий / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина, Л. Б. Владыкина // Экономика ре-гиона. – 2015. – № 1. – С. 144-153. 6. Богданов, И. Я. Экономическая безопасность России: теория и прак-тика / И. Я. Богданов. – Москва: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. – 243 с. 7. Большой экономический словарь [Электронный ресурс]: все предме-ты. – Режим доступа: http://big_economic_dictionary.academic.ru/ 8. Брулев, Е. С. Управление конкурентоспособностью предприятий: ав-тореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. С. Брулев. – Екатеринбург, 2006. – 26 с. 9. Бусыгин, А. В. Предпринимательство. Основной курс / А. В. Бусыгин. – Москва: Дело, 2000. – 236 с. 10. Виханский, О. С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. – Москва: Гардарика, 1998. – 296 с. 11. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности; введ. 01.02.2008. - Москва: Стандартинформ, 2008 - 32 с. 12. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9001-2008. Системы менеджмента каества; введ. 01.01.2013. - Москва: Стандартинформ, 2013 - 12 с. 13. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: учеб. пособие / Г. М. Гу-касьян. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 512 с. 14. Деловой мир [Электронный ресурс]: информационный портал. – Режим доступа: http://delovoymir.biz/2012/03/26/obzor-suschestvuyuschih-metodov-ocenki-konkurentosposobnosti-predpriyatiya.html 15. Емадаков, Р. Ю. Организационно-экономический механизм обес-печения конкурентоспособности мясоперерабатывающих предприятий: ав-тореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Р. Ю. Емадаков. – Москва, 2001. – 10 с. 16. Захарченко, В. Экономическая устойчивость предприятия в переходной экономике / В. Захарченко // Машиностроитель. – 2002. – № 1. – С. 9-11. 17. История экономических учений / под ред. Л. Я. Корнийчук. – Москва: Финансы и статистика, 1999. – 564 с. 18. Корчагина, Е. Экономическая устойчивость предприятия: виды и структура / Е. Корчагина // Евразийский Международный научно-аналитический журнал. – 2005. – №3/4. – С. 6-7. 19. Лазаренко, А. Методы оценки конкурентоспособности / А. Лаза-ренко // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 374-377. 20. Ламбен, Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Страте-гический и операционный маркетинг. Перев. с англ. под ред. В. Б. Колчано-ва. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 800 с. 21. Лоскутова, М. Анализ теории конкуренции и конкурентоспособ-ности / М. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №3. – С. 101-106. 22. Маркетинг: учебник для вузов / под ред. Н. Д. Эриашвили. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 623 с. 23. Маркетинг: Учебное пособие для подготовки к итоговому меж-дисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога / под ред. В. Е. Ланкина. – Таганрог: ТРТУ, 2006. – 164 с. 24. Микроэкономика: учеб. пособие / В. С. Артамонов, А. И. Попов, С. А. Иванов, Н. И. Уткин. – Санкт-Петербург: Лениздат, 2008. – 238 с. 25. Окладский, П. Соотношение понятий экономической несостоя-тельности и устойчивости предприятий / П. Окладский // Лесной журнал. – 2010. – №7. – С. 7-8. 26. ПАО «Ростелеком» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.rostelecom.ru/ 27. Печенкин, А. В. Оценка конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. В. Печенкин. – Москва: МГЭИ, 2012. – 123 с. 28. Покидченко, М. Г. История экономических учений / М. Г. Покид-ченко, И. Г. Чаплыгина. – Москва: Инфра-М, 2008. – 271 с. 29. Полевский, Е. Экономическая устойчивость современных про-мышленных предприятий / Е. Полевский // Экономика и менеджмент иннова-ционных технологий. – 2011. – №3. – С 24-25. 30. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. – Москва: Международные Отношения, 1993. – 896 с. 31. Пострелова, А. В. Оценка конкурентоспособности предприятия / А. В. Пострелова, М. С. Маркин // Молодой ученый. – 2013. – №6. – С. 398-402. 32. Правик, Ю. М. Маркетинг туризма: учебник / Ю. М. Правик. – Москва: высшее образование, 2008. – 303 с. 33. Романов, А. Н. Анализ финансового состояния организации / А. Н. Романов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 15 с. 34. Сайт об экономике [Электронный ресурс]: экономическая теория и термины. – Режим доступа: http://economics.pp.ua/teoriya-faktorov-proizvodstva.html 35. Синько, В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные по-нятия / В. Синько // Стандарты и качество. – 2000. – №4. – С. 54-59. 36. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – Москва: Эксмо. – 2007. – 960 с. 37. Соломенникова, Е. Экономико-организационные трансформации предприятий в условиях кризиса / Е. Соломенникова // Регион: экономика и социология. – 2010. – №2. – С. 320-329. 38. Сорокина, И. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения / И. В. Сорокина – Вологда: ВоГТУ, 2012. – 43 с. 39. Файловый архив для студентов [Электронный ресурс]: все пред-меты. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1957392/ 40. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью органи-зации / Р. А. Фатхутдинов. – Москва: Эксмо, 2005. – 544 с. 41. Филиппова, И. А. Международные экономические отношения: Учебное пособие для заочно-вечерних форм обучения / И. А. Филиппова. – Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 124 с. 42. Философова, Т. Г. Конкуренция. Конкурентоспособность / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 295 с. 43. Фролова, Т. А. Мировая экономика: конспект лекций / Т. А. Фро-лова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2005. – 251 с. 44. Хисамутдинов, И. А. Основы экономики и теории рынка: учеб. пособие / И. А. Хисамутдинов. – Уфа: УГНТУ, 2008. – 734 с. 45. Чайникова, Л. Н. Учебник конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие. – Тамбов: ТГТУ, 2007, – 427 с. 46. Чернецова, Г. М. Методы научных исследований в экономике: теоретические аспекты: учеб. пособие / Г. М. Чернецова. – Симферополь: АРИАЛ, 2010. – 208 с. 47. Шушкин, М. А. Стратегия и тактика организации: учебное посо-бие / М. А. Шушкин. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. – 202 с. 48. Экономика фирмы [Электронный ресурс]: оценка конкурентоспо-собности. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/ocenka-konkurentosposobnosti-predpriyatiya.html