Введение Нормы нравственности, сложившиеся между людьми как в общественной, так и в семейной жизни, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без соблюдения этих норм не-возможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль принадлежит этикету. Этикет — это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе — в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует. Строгая регламентация поведения и общения людей пронизывает всю человеческую историю. И эта регламентация имеет глубокий смысл - иначе, собственно говоря, она не сопровождала бы человечество во все времена и во всех сферах его жизнедеятельности. Этикет вообще — это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Составляющими этикета являются: хорошие манеры, умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях; внешний вид, одежда; культура речи. Современный деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах. Стремительное развитие деловых отношений с другими странами при- вело к необходимости знакомства с правилами делового этикета, которым до последнего времени уделялось мало внимания. Эта книга позволит читателю восполнить пробелы в области делового этикета, поможет в создании положительного имиджа делового человека. Эта книга для тех, кто уверен, что их жизненный успех зависит в решающей степени от них самих, кто чувствует собственную ответственность за происходящие с ними события, за то, как складывается их жизнь. Стремление одного человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы реализуются в деловой беседе. В мире бизнеса или политики деловые беседы представляют собой устный контакт между собеседниками, которые имеют не¬обходимые полномочия со стороны своих организаций или стран для их проведения и разрешения конкретных проблем. 1. Понятие и этапы дискуссии Процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставле¬ния, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных по¬зиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы) называется дискуссией. Этапы деловой дискуссии. 1. Вступление в контакт. 2. Постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии). 3. Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников. 4. Выдвижение альтернативных вариантов. 5. Конфронтация участников. 6. Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства. 7. Установление согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения. Неэффективная дискуссия часто завершается на этапе выдвиже¬ния альтернативных позиций и конфронтации участников, не выходя на уровень совместного решения проблемы. Возможны различные способы вступления в контакт: «пристройка сверху», «пристройка снизу», «на равных» (и все это -- через позу, взгляд, темп речи, инициативу). Например, выпрямленная поза с под¬бородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом или отсутствие контакта глаз, медленная речь с паузами олицетворяют «до¬минирование сверху», и напротив, приниженная поза, постоянные дви¬жения глаз вверх-вниз, быстрый темп речи свойственны при позиции «подчинения снизу». Раскованность, мышечная освобожденность, син¬хронизация темпа речи, ее ровная постоянная громкость демонстри¬руют общение «на равных».
Введение 1. Понятие и этапы дискуссии 2. Культура дискуссии 3. Ораторское поведение Заключение Литература
1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. Ростов – на – Дону: Изд – во «Феникс», 2003. – 544 с. 2. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. Пособие для студентов вузов / Автор –составитель И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 4731 с. 3. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 480 с.