(Нет отзывов)
94 страниц
2019-05-10

Ассертивность личности персонала с разным профессиональным статусом

В наличии
2000 ₽

ВВЕДЕНИЕ Проблемы ассертивного поведения и ассертивности, как характeристики профессионала, мотивов поведения и его психических состояний – одни из важнейших в психологии управления. Актуальность проблемы ассертивного поведения, и связанных с ним, психологических характеристик личности у менеджеров и руководителей разного уровня обуславливается прежде всего важностью достижения партнёрских и конструктивных взаимоотношений с сотрудниками по работе, коллегами, подчинёнными, начальством и деловыми представителями других организаций. Ассертивность личности и ассертивное поведение важно для успешного решения задачи нахождения эффективных решений, удовлетворяющее интересы обоих сторон в деловых вопросах, умение конструктивно и уверено отстаивать свою точку зрения, учитывать мнение и интересы других, разумно находя взаимовыгодные пути развития делового сотрудничества. В современном обществе, с развитием рыночной экономики и предпринимательской деятельности всё большее значение придаётся рассмотрению в психологии управления вопросу о развитии коммуникативных свойств у человека, которые бы способствовали его более эффективной и конструктивной работе. К таким психологическим характеристикам можно отнести: коммуникабельность, тревожность, фрустрированность, агрессивность, ассертивность и т.д. Такое качество личности как ассертивность социально-значимое для менеджера любого уровня, в странах с развитой рыночной экономикой, как правило из стилей руководства предпочтение в таких условиях отдаётся демократичному стилю руководства. За последние десятилетия всё большее распространение получило в психологии управления рассмотрение и исследование проблемы ассертивности как социально-важной характеристики личности. К проблеме ассертивного поведения и психических состояний обращаются представители многих близких к психологии наук: социологи, юристы, экономисты, педагоги. В связи с этим должны разрабатываться соответствующие методики, процедуры изучения ассертивного поведения, и психических состояний, возникающие у работника с тем или иным уровнем ассертивности. Одним из важных качеств менеджера или руководителя является умение управлять людьми, а значит - умение общаться с ними и взаимодействовать конструктивным образом, уметь замотивировать их на достижение цели, уметь относится к своим сотрудникам непредвзято, уметь их слушать и зачастую вставать на их место, не пренебрегая своими интересами и демократично находить взаимоприемлемые пути решения спорного вопроса. Все эти данные качества полезны для любого сотрудника, который замотивирован на своё развитие как профессионала и конструктивную профессиональную деятельность. Ассертивность – гармоничное объединение свойств личности человека, проявление его знаний о природе человека, умений и навыков общения, этически допустимого в конкретной ситуации, проявление в форме конкретных действий мировоззренческой позиции позитивной направленности в профессиональном общении [10;28]. Человек, ведущий себя ассертивно, способен чётко и ясно сформулировать, о чём идёт речь, какой ему видится ситуация, что он о ней думает и как её переживает, что он хотел бы видеть как взаимовыгодный результат. Ассертивного человека отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка [4;57]. Но проблема компетентного ассертивного поведения остаётся открытой, и в своей работе мы хотели бы найти связи ассертивности личности с различными психологическими характеристиками. Таким образом, тема нашей работы «Ассертивность личности персонала с разным профессиональным статусом» - является актуальной, ориентированной на решение задач практической психологии, развития коммуникативной компетенции сотрудников организации. Цель работы: выявить связь между таким качеством личности как ассертивность и психологическими характеристиками персонала разного профессионального статуса. Объект исследования: ассертивность личности. Предмет исследования: ассертивность персонала с различными психологическими характеристиками. Задачи исследования: 1. Произвести анализ источников, литературы по проблемам ассертивности личности как социально важной характеристики личнотсти, ассертивного поведения и взаимодействия, тревожности, фрустрированности, агрессивности, ригидности. 2. Проведение исследования (тестирования) по выявлению уровня ассертивности, тревожности, социальной фрустрации, агрессивности, ригидности личности. 3. Выявить связи ассертивности с психологическими характеристиками персонала разного статусного положения. 5. Подвести итоги практического исследования, сделать выводы, заключение. 6. Составить ряд рекомендаций по развитию и усовершенствованию ассертивности личности и ассертивного поведения. Гипотеза №1: ассертивность личности зависит от профессионального статуса персонала. Гипотеза №2: ассертивность имеет связь с психологическими характеристиками личности такими как: тревожность, фрустрированость, агрессивность, ригидность. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложений.

Введение 3 Глава 1. Анализ проблемы ассертивности и психологических характеристик личности персонала. 6 1.1. Влияние ассертивности личности на взаимодействия с окружающими 6 1.1.1.Ассертивность как личностная черта, общие положения концепции ассертивности 6 1.1.2. Ассертивное поведение 8 1.2. Психологические характеристики личности, влияющие на эмоциональную сферу персонала организации. 16 1.2.1. Тревожность, особенности поведения повышенно тревожных людей. 16 1.2.2. Фрустрация, условия возникновения фрустрации 21 1.2.3. Агрессивность, её виды, теории агрессивности 23 1.2.4. Ригидность как свойство личности 29 Выводы по 1-й главе 32 Глава 2. Экспериментальное изучение связи ассертивности личности и психологических характеристик у персонала с различным статусным положением. 38 2.1. Методы диагностического исследования. 38 2.2.Анализ результатов исследования 39 Выводы по 2-й главе. 58 Заключение 61 Рекомендации 63 Список используемой литературы 65 Приложения 67

Список используемой литературы 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с. 2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просве¬щение, 1994. – 83с. 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с. 4. Бишоп С. Тренинг ассертивности.- СПб.: Питер, 2001. 5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просве-щение, 1983. – 274с. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с. 7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г. 8. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с. 9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004. – 509с. 10. Каппони В., Новак Т. Как делать всё по-своему, или ассертивность в жизнь./Пер. с чешского – СПб.: Питер, 1995г. 11. Капони В., Новак Т., Сам себе взорслый ребёнок и родитель. / Пер. с чешского – СПб.: Питер, 1996г. 12. Капони В., Новак Т., Сам себе психолог. / Пер. с чешского – СПб.: Питер, 1994г. 13. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просве¬щение, 1981. – 195с. 14. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. / Пер. с польского – М.: Прогресс, 1979г. 15. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М., 1995г. 16. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с. 17. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с. 18. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 19. Мольц М., Я – это я, или как стать счастливым. / Пер. с английского – СПб.: Лениздат, 1992г. 20.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с. 21. Персонал-микс, №4, 2004. 22. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллек-тива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвеще¬ние, 1978. 23. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с. 24. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с. 25. Погольша В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния. Автореф. дис., канд. Наук.: СПб., 1998. 26. Практическая психодиагностика. Под ред. Д.Я. Райгородского Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом Бахрах-М, 2001. – 672с. 27. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в обра¬зовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с. 28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997.- 214с. 29. Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций. М., 1971. 30. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. Санкт-Петербург. Энергоиздат. 1997. 31. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с. 32. Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971

Список дипломных работ по предмету психология